Что такое муниципальная собственность на землю и какие участки к ней относятся?

Основные виды

Итак, в общем понимании муниципалитет – это административно-территориальная единица в государстве, которая является самоуправляемой. Относительно нее четко определены территория и проживающее в данном месте население. Это могут быть город, поселок, деревня, район, другие группы населенных пунктов.

В различных государствах мира под муниципалитетами подразумевают две разновидности административных единиц:

  1. Муниципалитеты городов, к которым относятся такие административные объекты, которые включают в себя территорию одного, как правило, крупного города вместе с сопутствующими ему административными единицами того же уровня. Последние чаще всего состоят из сельских районов. В такой ситуации в роли органов управления выступают мэр и городской, или муниципальный, совет.
  2. Единые административные единицы второго или третьего уровня, не зависящие от наличия или количества входящих в них городов. Во множестве стран муниципалитетом является наименьшая из административных единиц, которая управляется органами, формируемыми на выборной основе.

Государственная и муниципальная собственность на землю. Процесс разграничения государственной собственности.

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ).

Статьи 16—18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).

Исходя из вышеуказанного, можно считать, что государственная собственность четко разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями и на нее распространяется особый правовой режим, определенный ЗК РФ и иным федеральным законодательством, кодексами.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется.

Муниципальная собственность на землю.

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом «О местном самоуправлении», долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект — орган местного самоуправления. Поскольку правом муниципальной собственности обладают негосударственные органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в 2001 г. в ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность включает в себя земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;

— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Следующая
ЗемляАрендная плата за землю в Москве в 2020 году

Комментарий к Ст. 215 ГК РФ

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

— жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, возведенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

— жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия;

— объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

— предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

— учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта;

— другие подобные объекты.

2. Как и ст. 214 ГК РФ, комментируемая статья разграничивает казну и «распределенное» имущество муниципального образования (см. комментарий к ст. 214 ГК). Муниципальное образование не отвечает по своим обязательствам «распределенным» имуществом (п. 1 ст. 126 ГК). Юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Читайте также:  «пакет яровой» притормозят, чтобы восстановить отрасль после пандемии

3. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют своими действиями органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Кроме того, по специальному поручению от имени муниципальных образований могут осуществлять правомочия собственника государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Следующая
Раздел имуществаКак проверить количество собственников квартиры

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Формы управления муниципальной собственностью

Значительная часть муниципальной собственности закрепляется за местными муниципальными предприятиями и передается под контроль государственных учреждений. Во всех этих случаях за контролирующим органом закрепляется вещное право или, как его еще называют, право хозяйственного управления. Все нюансы управления муниципальной собственностью закреплены в Гражданском кодексе РФ.

Муниципальный – это реестр собственности, нуждающийся в контроле со стороны местных властей. Все изменения правового и имущественного положения такой собственности выносятся на основании муниципальных актов. Любое правовое решение, касающееся управления муниципальным имуществом, должно приниматься населением или представительным органом местных властей. Отвечают за выполнение правового акта муниципальные служащие.

Полномочия российских муниципалитетов довольно обширны. Кроме прямого управления недвижимостью, они могут формировать местную политику, привлекать инвестиции, принимать участие в масштабных проектах, направленных на улучшение благосостояния населенного пункта.

Понятие государственной и муниципальной собственности

Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

Общеизвестно, что понятие собственность на имущество включает в себя право владения – физическое обладание этим имуществом, право пользования – возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения – возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

2. Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Наиболее полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст. 29 ФЗ “Об общих принципах организации МСУ в РФ”.

Данный перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной собственности и иных объектов. В частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др.

В законе дано простое перечисление возможных объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество.

Если в основе формирования муниципальной собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:

1. Сфера социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и т.д.

Читайте также:  Альтернативная гражданская служба в россии

2. Транспорт и связь, к сфере которых относится не только общественный транспорт, но и оказание любых других транспортных услуг населению.

3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и строительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения, неудовлетворенных в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент и т.д.) частным сектором.

4. Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы.

Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.

Имущество муниципальных образований

Муниципальная собственность является отдельной формой собственности, существующей параллельно с государственной. Муниципальное имущество по закону принадлежит сельским, городским поселениям или иным муниципальным образованиям и предназначено для удовлетворения интересов их жителей. Оно подразделяется на два типа: на имущество, которое закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями, и имущество, которое не закреплено за предприятиями и муниципальными учреждениями и составляющее казну. В перечень муниципальной собственности входят муниципальные природные и земельные ресурсы, муниципальные организации, предприятия, банки, внебюджетные фонды, жилые помещения и жилищный фонд и т. д.

Источники

  • https://yr-expert.com/chto-takoe-munitsipalnoe-imushhestvo/
  • https://www.syl.ru/article/402381/chto-takoe-munitsipalitet-znachenie-proishojdenie-perevod-slova
  • https://rtiger.com/ru/journal/chto-takoe-munitsipalnaya-sobstvennost/
  • https://jurkom74.ru/ucheba/pravo-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti
  • https://FB.ru/article/143156/imuschestvo—eto-chto-takoe-opredelenie-i-vidyi-imuschestva-dvijimoe-i-nedvijimoe-gosudarstvennoe-munitsipalnoe-organizatsiy-i-fizicheskih-lits

Как происходит пользование и распоряжение муниципальной собственностью?

Пользование и распоряжение МС должно осуществляться в строгом соответствии с действующим российским законодательством и актами местных органов власти (но, конечно, такие акты не могут противоречить федеральному и региональному законодательству). Закон позволяет передавать объекты муниципальной собственности гражданам и юрлицам во временное или постоянное пользование. Кроме того, ОМСУ вправе отчуждать имущественные объекты и совершать с ними другие сделки.

Если у города, района и т.д. появилось имущество, которое на данный момент не соответствует ни одной из целей деятельности ОМСУ (не может использоваться для решения возникающих в жизни города проблем, для обеспечения функционирования властных структур и др.), оно должно быть отчуждено. Также при наличии возможности допускается перепрофилировать такие объекты.

Подведем итоги. Муниципальная собственность представляет собой особую категорию имущественных объектов. Их отличие заключается в том, что собственником такого имущества являются муниципальные образования. При этом некоторые граждане и компании могут пользоваться МС на определенных условиях.

Если в процессе такого использования муниципальной собственности вы столкнулись с какими-либо проблемами, пытаться самостоятельно урегулировать конфликт не следует. В большинстве случаев защитить права граждан и интересы компаний в споре с ОМСУ способен только профессиональный юрист, который в совершенстве знает действующее законодательство и практику его применения.

Словарное толкование

Значение слова «муниципалитет» в словарях рассматривается в трех вариантах. Рассмотрим их.

  1. Существующий в системе местного самоуправления выборный орган (городской, сельский, районный), который может выступать в качестве представительного и (или) законодательного. (Так как работы в районе стало больше, в этом году в местный муниципалитет было избрано уже не 19, а 25 человек).
  2. Здание, в котором заседает указанный выше орган. (Для восстановления здания рушащегося на глазах сельского муниципалитета в бюджете денег не нашлось. Пришлось ехать в область за срочной финансовой поддержкой).
  3. Сотрудники муниципального органа. (На юбилей мэра собрался не только весь муниципалитет, но и высокое областное начальство).

Далее рассмотрим, как переводится слово «муниципалитет» с латинского языка, а также попутно постараемся разобраться в его происхождении.

Муниципальный – это негосударственный

Согласно российским законам, есть четкое разделение нечастного имущества. Муниципальная собственность – это негосударственное имущество. Закон четко различает эти два понятия по способу управления. Владеть и контролировать управление муниципальным имуществом разрешается лишь местным властям. Таким образом, муниципальная собственность – это имущество административно-территориальных образований. В нашей стране к таковым относятся:

  • районы;
  • города;
  • поселки;
  • иные муниципальные образования.

Управление и контроль над вверенной собственностью самостоятельно ведут местные администрации и иные формы местного самоуправления. Так, имущество муниципальное – это собственность фондов местного самоуправления, финансы из местных бюджетов, средства из внебюджетных фондов, нежилые помещения, жилой фонд, предприятия социального обслуживания, образования, здравоохранения и прочее.

Структура муниципальной собственности

В целом, данный вид собственности состоит из объектов имущества определенного территориального образования, играющих главную роль в его жизнеобеспечении, сохранении культурного наследия и традиций, а также служащих для удовлетворения потребностей его жителей. Так, к числу объектов муниципальной собственности можно отнести местные бюджетные средства, муниципальные здания и учреждения, бюджетные или внебюджетные фонды и многое другое. В целом, все ее объекты можно разделить на 2 основные группы. В первую входят объекты муниципального имущества, переданные местным органам самоуправления во владение и пользование, а также зафиксированные за муниципальными предприятиями и учреждениями. Вторая же состоит из казны муниципального образования, которая находится в непосредственном его ведении и в тоже время не числится закрепленной за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Читайте также:  Трудовая инспекция

Первая группа выполняет, в основном, социально-общественные и производственные задачи, связанные с такими сферами деятельности, как образование, культура, медицина и т. п. Составная часть этой группы содержит муниципальные предприятия унитарного типа, а также прочие местные предприятия и учреждения. Это могут быть библиотеки, театры, школы, больницы и т. д.

На вторую группу, в свою очередь, возлагаются задачи касательно удовлетворения потребностей общества, которое находится и проживает на данной территории, а также обеспечение финансирования деятельности органов самоуправления на местах. К данной группе относятся деньги местного бюджета, конкретно имущество органов самоуправления на местах, муниципальные земли и т. п. Муниципальная казна складывается из средств местного бюджета, а также с помощью незакрепленных муниципальных объектов.

Таким образом, муниципальная собственность — одна из основных форм публичной собственности, находящаяся под защитой государства. В тоже время государственной собственностью она не является. К ее основным функциям можно отнести содействие решению различного рода проблем и вопросов на уровне муниципальных образований, воспроизводство и удовлетворение потребностей населения. К тому же муниципальная собственность необходима как для выполнения муниципальными властями их функций и задач, так и для функционирования органов самоуправления на местах и муниципальной системы в целом. Из этого можно сделать вывод, что данный вид собственности является ключевым атрибутом муниципальной власти.

Что такое право распоряжения землей?

Как уже было сказано, распоряжаться своим земельным наделом может только собственник. Он имеет документ, подтверждающий принадлежность ему участка – это свидетельство о праве собственности, а значит, все дальнейшие действия на участке он может совершать без чьего-либо разрешения, но в пределах закона и не нарушая, при этом прав других собственников и, в целом, иных лиц.

Правомочие распоряжения включает в себя возможность выполнять такие действия:

  • Собственник может изменять фактическое состояние земли на участке, что ведет к изменению его юридического статуса. Например, через освоение земельного надела под огородничество и садоводство.
  • Распоряжение выражается и в смене лиц, вновь приобретающих статус собственника. Если это касается одного владельца земельного надела, то он вправе весь участок или его часть продать, подарить, сдать в аренду, завещать, обменять на другой и т.д. Закон предусматривает всего 10 способов по отчуждению земельного надела.
  • Если речь идет о праве долевой собственности, то каждый владелец может передать свою долю удобным для себя способом третьим лицам.

Помимо передачи, распоряжение землей может быть и не со стороны ее собственника, а, например, государство может само изъять земельный участок под свои нужды.

Напротив, у пользователя землей по тем основаниям, которые были описаны в предыдущем разделе статьи, отсутствует право распоряжения.

Кто вправе распоряжаться землей? Кому это запрещено?

Распоряжаться землей вправе только ее собственник, то есть субъект права собственности. Наряду с государством, собственниками являются физлица – это:

  • российские граждане;
  • иностранцы;
  • люди, не имеющие гражданства, но которые проживают в России.

Помимо этих категорий граждан, могут распоряжаться и те лица, которые получили свои земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, которое было актуально до введения в действие Земельного кодекса. Из названия этого права уже понятно, что единственным действием по распоряжению землей является передача ее по наследству. На таком праве передавались участки:

  • членам объединений садоводов, огородников, дачников (на основании специального федерального закона № 66);
  • гражданам для садоводства до 01.01.1991 года;
  • если в собственность приобреталось здание, строение или сооружение, то на землю, которая была под этими объектами, устанавливалось рассматриваемое право;
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • для военнослужащих, которые служили от 10 до 15 лет.

Иных вариантов того, как можно распорядиться земельным объектом, без наличия права собственности, закон не предусматривает.

Запрещается распоряжаться участком земли тем лицам, которые не относятся к собственникам. В этот перечень входят:

  • арендаторы и субарендаторы;
  • пользователь землей на безвозмездной основе;
  • лицо, имеющее участок земли на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • лица, которые пользуются сервитутом в отношении участка в чужой собственности, который может быть как по договору между гражданами, так и возникать из распоряжения госоргана, если дело касается нужд населения;
  • собственники, владеющие участками с определенным правовым режимом.

В последнюю категорию законных владельцев включаются те, кто имеет такие участки:

  • сельхозучастки;
  • лесные и охотничьи угодья;
  • земли, выделенные под фермерство;
  • участки, предназначенные для природоохранных целей (охотничьи и рыборазводящие хозяйства и для выполнения подобных задач);
  • земли, на которых осуществляются научные исследования, проводится обучение и т.п.
Добавить комментарий