Страхование ответственности

Содержание закона об ОСАГО

Федеральный закон об ОСАГО 2018 года с изменениями содержит основные принципы по процедуре возмещения материального и физического ущерба, причиненного пострадавшим в результате ДТП. Страхование собственников автотранспортных средств относится к обязательному виду страхования, по которому в соответствии с новым законом об ОСАГО страховщик не вправе отказать в заключении договора владельцу ТС. Кроме того, законом запрещено вождение автотранспорта без страховки.

Страховой полис ОСАГО — неотъемлемая часть документов, которые находятся у водителя. Страховка автовладельца подтверждает страхование возможных рисков перед третьими лицами. Компенсации возмещаются за причинение имущественного ущерба пострадавшим, жизни и здоровью застрахованного. Если в аварии признан виновным владелец полиса ОСАГО, то страховая организация возместит причиненный ущерб пострадавшим в установленном законом размере. Подобный механизм возмещения ущерба дает потерпевшей стороне право без длительного судебного разбирательства получить положенную компенсацию.

ФЗ №40 об ОСАГО с последними изменениями 2019 года делает акцент на праве автолюбителей самостоятельно выбирать тарифный план и стоимость страховки, а также на пролонгированной ответственности владельца полиса ОСАГО. Смысл изменения в том, что при покупке нового полиса водитель, который совершал раньше ДТП, заплатит за него повышенную стоимость в соответствии с коэффициентом бонус-малус.

Подобная концепция автострахования сложилась в мировой практике, которая считается действенной при добросовестном соблюдении условий договора сторонами, в том числе и страховой организацией.

Что регулирует ФЗ №40

Страховые правоотношения ФЗ «Об ОСАГО» прежде всего имеют гражданско-правовой характер, который предусматривает особенности гражданской ответственности владельца ТС, как источника повышенной опасности (ст. 2 ФЗ №40):

  • за каждым водителем закрепляется обязанность ежегодного страхования автогражданской ответственности;
  • законом установлены суммы страховых выплат, повышающие и понижающие стоимость страховки коэффициенты, объект страховых отношений, классификация и виды рисков;
  • процедуру фиксации и разбора аварии;
  • порядок и размер компенсаций по возмещению ущерба;
  • перечень организаций, которые контролируют соблюдение автовладельцами норм закона об ОСАГО с разграничением пределов должностных полномочий;
  • регулирование претензионных споров сторон.

О возмещении ущерба в натуральной форме

Закон об ОСАГО 2019 с изменениями, подготовленными Минфином РФ, прежде всего установил преимущественное возмещение по причиненному ущербу в натуральной форме. Натуральная форма возмещения ущерба ТС подразумевает не денежную компенсацию владельцу, а проведение ремонтных работ по восстановлению автомобиля на СТО.

К процессу восстановления ТС в натуральной форме установлены следующие требования:

  • период ремонтных работ не может превышать 30 суток с момента транспортировки автотранспорта на СТО;
  • список СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, должен быть опубликован на официальном сайте организации;
  • калькуляция возмещения и замена комплектующих частей производится с учетом износа ТС, но не больше 50%. СТО запрещается использовать подержанные комплектующие детали;
  • место проведения восстановительных работ должно располагаться в территориальной близости для страхователя;
  • СТО должны отвечать принятым производственно-техническим требованиям;
  • гарантия на восстановительные работы ТС составляет полгода, на работы по проведению кузовного ремонта, покраски автомобиля — год;
  • при нарушении установленного законом 30-дневного срока, отведенного на восстановление ТС, страховая организация выплачивает штраф (пеню) за каждый день просрочки — 0,5% с суммы компенсации по страховке.

Если попал в ДТП

Порядок фиксации автопроишествия без привлечения инспекторов ГИБДД стал более детализирован и конкретен. Законом установлено, что ДТП, в котором столкнулось не больше двух ТС с повреждением, разрешается оформить без вызова инспекторов ГИБДД. У участников ДТП должен быть полис ОСАГО, а вред причинен только ТС. Но разногласия у сторон по поводу причиненного ущерба, обстоятельств и характера аварии недопустимы. Формуляр европротокола с заявлением о компенсации направляется водителями страховым организациям в пятидневный срок с момента ДТП.

Виды страхования ответственности перед третьими лицами

Поскольку универсальных страховок на все случаи жизни не существует, компании разработали несколько категорий и вариантов соглашений.

По размеру покрытия договоры автогражданки подразделяются на такие виды:

  1. Стандарт. Рассчитан на покрытие установленных государством рисков по 400 тыс. руб. за поврежденное ТС и 500 тыс. руб. за травмы, ранения и гибель потерпевших.
  2. Дополнительные. Приобретаются в комплекте со стандартными полисами или после их покупки. Покрывают ущерб до 6 млн. руб.

По сроку действия:

  1. Обычные. Рассчитаны на 12 месяцев.
  2. Сезонные. Прописываются периоды продолжительностью не менее 3 месяцев.
  3. Транзитные. Выдаются для перегона машины с целью последующей регистрации.

Какие еще нововведения ожидают автомобилистов

В 2019 году планируется введение «безлимитного европротокола» по всей территории России. Европротокол будет оформляться с помощью фото- и видеосъемки, включая спутниковую систему раскадровки местности.

Тарифный коридор также обещают расширить до 30% в 2019 году и до 40% в 2020. Центробанк намерен в ближайшие два-три года отменить коэффициенты: по мощности двигателя и территориальный.

Полис привяжут к водителю, а не к автотранспортному средству. У каждого водителя появится собственная страховая история. В связи с этим страховка ОСАГО для добросовестных водителей будет стоить дешевле.

Читайте также:  Договор купли продажи гаража

Индивидуализация тарифов ОСАГО

25 мая 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал закон об индивидуализации тарифов ОСАГО. Документ, в частности, даёт возможность страховщикам учитывать в цене полиса грубые нарушения ПДД, а также предоставлять страхователям скидки с учетом их личностных характеристик. Также, согласно закону, в условиях пандемии коронавируса COVID-19 с 1 марта до 30 сентября 2020 года новый полис ОСАГО можно будет оформить без прохождения техосмотра. Документ был внесен в Госдуму группой депутатов во главе с председателем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым («Справедливая Россия»). Контроль за правильностью расчета страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет Банк России. Также ЦБ устанавливает критерии, применение которых не допускается.

Условия автогражданки

Согласно ст. 12 указанного ФЗ, компенсация убытков потерпевшего производится по поданному им заявлению в адрес страховщика виновного в ДТП.

Образец заявления можно скачать здесь.

Страховая компания обязана выплатить денежную компенсацию по ОСАГО для возмещения ущерба для здоровья, с назначением дополнительных отчислений в таких ситуациях:

  • если результатами медицинской экспертизы или решением судебного органа установлена большая степень ущерба;
  • при назначении инвалидности потерпевшему.

СК обязана осмотреть пострадавшее транспортное средство, с проведением экспертизы для оценки характера ущерба. Материальные убытки, связанные с повреждением авто, могут возмещаться следующими способами:

  • назначением ремонта на специализированной станции ТО, рекомендованной страховщиком;
  • выплатой денежной суммы.

Компенсация в виде денежных выплат возможна при наличии следующих условий:

  • полного разрушения авто;
  • летального исхода пострадавшего;
  • нанесения серьезных увечий;
  • превышение стоимости ремонта больше 500 тысяч рублей;
  • если ремонтная станция страховщика не в состоянии обеспечить восстановление автомобиля.

Заявление от пострадавшего с сопроводительными документами должно быть принято страховщиком не позже трехдневного срока, с принятием решения о возможности выплат или назначении восстановительного ремонта в течение 20 дней, исключая выходные и праздники.

Рассмотренный федеральный закон устанавливает общие правила страхования в области ОСАГО, позволяя государству регулировать эту область страховой деятельности в Российской Федерации. Установленная нормативом система, с учетом внесенных поправок и изменений, утверждает единые правила, действующие в государстве, и обеспечивает соблюдение общих принципов, гарантирующих возмещение ущерба пострадавшим в ДТП.

Кто может выступать страховщиком

Продавать полисы ОСАГО могут только компании, являющиеся членами объединений страховщиков. Они должны иметь лицензию на работу, а также обязаны вести специальные журналы учета, где прописываются все заключенные соглашения.

У каждой фирмы должен иметься постоянно работающий сайт, где располагаются все нужные электронные документы. Компании должны формировать страховой резерв и перечислять определенные взносы в объединения страховщиков.

Что такое объединения страховщиков

Это объединение представлено некоммерческим корпоративным предприятием в форме союза. Также организации представляют все страховые фирмы и рассматривают жалобы клиентов. При необходимости выплачивают компенсации.

Такие объединения должны иметься в реестре, который ведет Банк России. Союзы являются открытыми, поэтому в них могут вступать новые участники. Эти объединения обеспечивают взаимодействие разных компаний, представляют и защищают их интересы.

Именно они устанавливают разные правила, на основании которых должна вестись деятельность страховыми фирмами. Между всеми членами такого союза подписывается соглашение о прямом возмещении убытков.

Имущество таких объединений формируется за счет взносов в виде наличных денег или в натуральной форме.

Что входит в заключительные положения

В конце закона ФЗ №40 указываются другие важные моменты:

  • компании должны обеспечивать информационное взаимодействие с государственными органами и застрахованными лицами;
  • если требуется на российском транспорте поехать в другую страну, то нужно покупать обязательное страхование для этого государства;
  • условия страхования в других странах могут значительно отличаться;
  • контроль над владельцами авто относительно покупки полисов ОСАГО ведется сотрудниками ГИБДД, таможенными органами и другими государственными служащими, обладающими соответствующими полномочиями.

Что необходимо знать о новом законе «Об ОСАГО», расскажет это видео:

Таким образом, в этом законодательном акте содержится действительно много сведений, которые должны знать все автовладельцы.

Компенсационные выплаты

РСА производит компенсационные выплаты в случае нанесения вреда жизни или здоровью потерпевшего, если выплата страхового возмещения не может быть осуществлена страховщиком ОСАГО вследствие:

  • отзыва лицензии, применения к страховщику процедуры банкротства;
  • неизвестности лица, ответственного за причинённый потерпевшему вред;
  • отсутствия договора ОСАГО у причинившего вред лица.

Также в случае причинения вреда имуществу потерпевшего — вследствие отзыва у страховщика лицензии либо применения к нему процедуры банкротства.

Предельный размер компенсационных выплат такой же, как и страховая сумма по ОСАГО. Они уменьшаются на сумму частичного возмещения вреда, произведённого страховщиком и ответственным за причинённый вред.

При этом компенсационные выплаты вследствие отзыва лицензии, применения к страховщику процедуры банкротства осуществляются из средств резерва гарантий, а остальные — из средств резерва текущих компенсационных выплат.

Читайте также:  Ипотека в банках москвы

Финансы

Брутто-премия по ОСАГО распределяется в следующих долях:

  • нетто-премия (77 %),
  • отчисления в резерв гарантий (2 %),
  • отчисления в резерв компенсационных выплат (1 %),
  • расходы на осуществление страхования (20 %), в которые включается агентская комиссия.

ОСАГО является важным видом страхования. По нему в 2004 году собиралось 13,1 % от всех страховых премий (кроме обязательного медицинского страхования и государственного социального страхования), в 2009 году — 16,7 %, а в 2014 году — 15,3 % . В тех регионах, где страховой бизнес развит мало, доля ОСАГО существенно выше среднероссийских значений (например, в Магаданской области, в 2014 году это 31,3 %).

В резервах Российского союза автостраховщиков на 1 января 2006 года находилось 3632 миллиона рублей, а на 1 января 2007 года находилось 5343 миллиона рублей.

Показатель, по данным РСА2003 (июль-декабрь)200420052006200720082009201020112012201320142015
Премии, млн руб.25 34949 42854 16963 80572 40980 44485 88892 726106 943121 266135 190150 372220 200
Выплаты, млн руб.119218 52226 40931 69439 29745 68348 60254 39257 05962 16678 19389 079121 998
Коэффициент выплат4,7 %37,5 %48,8 %49,6%54,3 %56,8 %56,6 %58,7 %53,4 %51,3 %57,8 %59,2 %55,4 %
Средняя премия, руб.1953188218822048
Средняя выплата, руб.20 80620 79223 15322 406
Число заявленных страховых случаев, тыс.95102512051483
Число урегулированных страховых случаев (выплат), тыс.5789111411415
Доля урегулированных случаев в заявленных60 %87 %95 %95 %

Коэффициент выплат (отношение оплаченных убытков к собранным страховым премиям) по ОСАГО по данным ФССН колеблется от 50 до 75 % (эти данные не учитывают компенсационные выплаты РСА, с их учётом коэффициент выплат доходил до 90 %). Заметное снижение этого показателя произошло в 2011 году после введения новых страховых лимитов и тарифов.

Как рассчитывается цена полиса ОСАГО

Неопытные платят больше

Несмотря на то, что законом установлен базовый тариф ОСАГО, на стоимость полиса влияет множество факторов. Дороже всего ОСАГО обойдется молодым водителям и водителям со стажем вождения до трех лет. И тот и другой фактор увеличивает стоимость ОСАГО (применяются повышающие коэффициенты от 1,3 до 1,7), поэтому при расчете тарифа необходимо учитывать возраст водителя (до 22 лет) и число лет практики за рулем.

Страховые тарифы по ОСАГО имеют различную стоимость при аварийной и безаварийной езде. Опытным водителям, не создававшим ДТП в течение нескольких лет, предоставляются значительные скидки; чем больше стаж безаварийной езды, тем выше сумма поощрения. Так как к управлению автомобилем часто допускается несколько водителей, считается допустимым применять этот понижающий коэффициент для ОСАГО только с учетом истории вождения каждого из них.

Стоимость ОСАГО увеличивается, если число водителей, допущенных к управлению ТС, не ограничено (к тарифу добавляется коэффициент 1.7).

Москвичи платят больше всех

На то, как рассчитывается ОСАГО, влияет регион, в котором «прописан» автомобиль: страховые тарифы существенно увеличиваются для москвичей и петербуржцев (применяются повышающие коэффициенты 2 и 1,8 соответственно); в московской, ленинградской областях и в крупных городах Российской Федерации повышающий коэффициент составляет 1,3-1,7 , зато в убыточных регионах применяется понижающий коэффициент.

Много водителей – выше цена

И, разумеется, стоимость автогражданки зависит от самого автомобиля, вернее, от мощности двигателя. Так как количество лошадиных сил влияет на стоимость страховки в обоих направлениях, владельцы маломощных авто могут считать ОСАГО дешевым, а сильных автомобилей – дорогим.

Закон об обязательном социальном страховании

Обязательная программа социального страхования – один из краеугольных камней политики государства, направленной на защиту интересов населения. В основу правовой базы документа ложится гражданское, трудовое и финансовое право, а также механизмы социального обеспечения. Основным документом, который регламентирует сферу социального страхования, считается ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», принятый в июле 1999 года, а также несколько других подзаконных актов и законов федерального значения, которые посвящены другим отдельным подвидам социального страхования.

Особенности оформления автогражданки по закону

В ст. 4 закон обязывает собственников автомобилей страховать гражданскую ответственность, предусматривая исключение только в отношении машин, чья предельная скорость не превышает 20 км/ч, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования, ТС, принадлежащих военизированным формированиям.

В ст. 5 закона указывается, что договор ОСАГО между клиентом и страховой компанией, должен заключаться в порядке, соответствующем правилам, утвержденным законопроектом № 251-ФЗ, принятым в июле 2013 года.

Согласно правилам, принятым ФЗ, при заключении договора должны соблюдаться следующие условия:

  • продолжительность действия ОСАГО составляет до 12 месяцев;
  • положения полиса могут предусматривать внесение определенного количества лиц, допущенных владельцем к управлению, или не ограничивать число водителей;
  • собственник авто, заключающий договор, обязан предоставить СК персональную информацию, необходимую для составления полиса, с обязательствами страховой компании по соблюдению необходимых правил конфиденциальности;
  • возможность ограниченного использования машины в период действия полиса, с указанием временных отрезков, на которые распространяется защита;
  • обязанность собственника авто в трехдневный срок от момента постановки машины на учет в ГИБДД внесения регистрационных сведений в бланк страховки и единую информационную базу;
  • утверждение общепринятой формы бланка страхового полиса и извещения страховщика о произошедшем ДТП;
  • указание перечня ситуаций, допускающих возможность досрочного разрыва договора по инициативе каждой из сторон.
Читайте также:  Кто такие самозанятые граждане

На основе перечисленных условий ФЗ, каждым страховщиком должны утверждаться правила, по которым работает компания.

Оценка изменений в Законе об ОСАГО

В законодательной среде наблюдаются продолжительные дебаты о содержании. Вносимые изменения, с точки зрения водителей и государственных представителей:

  • устанавливают недостаточный уровень ответственности страховщиков за выполнения взятых обязательств. Поправки должны в большей степени учитывать этот момент, обеспечивая защиту прав водителей;
  • отличаются двойственностью толкования. Некоторые положения закона не дают точного определения ситуаций и понятий;
  • необходимость доплачивать за ремонт автомобиля во многих случаях. Действующая редакция не обеспечивает полную и эффективную работу системы страхования.

Как отмечается, многие страховые компании стремятся занизить или вовсе аннулировать свою ответственность, избежав выплат. Версия законодательного акта об обязательном страховании автомобиля в последней редакции позволяет несколько повысить защищенность прав водителей.

Программы страхования

Ярким примером программы страхования в РФ считается базовая программа ОМС, утвержденная Правительством. Документ разработан в рамках программы, гарантирующей гражданам РФ бесплатную медицинскую помощь. В документе сформулированы основные обязанности и права застрахованных лиц, которые получают бесплатную медицинскую помощь на всей территории РФ. Также в программе перечислены объемы и виды медицинской помощи, которые гражданин имеет право получить на всей территории государства без учета привязки к конкретному субъекту федерации при наступлении заболевания. В документе также прописаны общие требования к программам ОМС, действующим на территориальном уровне.

Какие были внесены изменения

С 2018 года действуют определенные нововведения. К ним относится:

  • теперь фирмы должны оценивать ущерб в течение 5 дней с момента подачи заявления застрахованным лицом, а не с того времени, когда авто было предоставлено для осмотра;
  • перестали обладать юридической силой документы, полученные в результате проведения независимой оценки;
  • претензии от владельцев авто рассматриваются в течение 10 дней, а не 5, как было раньше;
  • с мая 2017 года не выплачиваются гражданам средства, а производится натуральное возмещение в виде ремонта авто;
  • регулярно увеличиваются страховые выплаты, поэтому теперь максимально на ремонт выделяется 400 тыс. руб.

Таким образом, ФЗ №40 «Об ОСАГО» является важным законодательным актом для любого автовладельца

Важно хорошо разобраться в его особенностях и содержании, чтобы каждый собственник автомобиля хорошо знал о своих правах и обязанностях. Регулярно вносятся изменения, о которых граждане должны быть в курсе

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Кому нужна страховая защита?

К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права:

  1. опасные производственные объекты, подлежащие регистрации Ростехнадзором в государственном реестре (за исключением расположенных в границах объектов использования атомной энергии);

  2. гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений;

  3. автозаправочные станции жидкого моторного топлива;

  4. лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки).

Владелец опасного объекта – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта. В отношении указанных в пункте 4 выше опасных объектов в многоквартирных жилых домах, лицом, обязанным исполнить обязанность по страхованию, является лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме – организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации данных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме. В отношении указанных в пункте 1 выше опасных объектов в многоквартирном доме, лицом, обязанным исполнить обязанность по страхованию, признается организация, эксплуатирующая опасный объект.

Добавить комментарий