Понятие исполнительского сбора. Правовая природа

ст.112 ФЗ «Об исполнительной производстве», Постановление КС РФ от 30.07.2001 г. № 13-П – оно изменило практику исполнительского сбора по старому закону.

Исполнительский сбор (ч.1 ст.112) – этоденежное взыскание, налагается на должника, за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения или в случае немедленного исполнения в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении.

Исполнительский сбор (по постановлению КСРФ) – это административная санкция штрафного характера, в соответствии с которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, которая возникает в связи с совершенным должником правонарушением в процессе исполнительного производства.

Признаки исполнительского сбора(по постановлению КСРФ):

1.Имеет фиксированное, установленное ФЗ денежным выражение (ч.3 ст.112 – требования имущественного характера – 7% от суммы, подлежащей взысканию или от стоимости имущества, но не менее 500р. с должника-гражданина и 5 000 с должника-организации; требования неимущественного характера – 500 р. с должника-гражданина и 5 000р. с должника-организации);

2.Взыскивается принудительно;

3.Оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и оно д/б утверждено старшим судебным приставом;

4.Взимается в случае совершения правонарушения;

5.Зачисляется в федеральный бюджет.

Основания освобождения –должник м/б освобожден от уплаты исполнительского сбора если докажет, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельства.

По постановлению КСРФ –уважительные причины, по которым должник не мог исполнить: чрезвычайные объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные непреодолимые препятствия, находящееся вне контроля должника при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательств.

В соответствии сч.2 ст.112 обязанность доказать отсутствие вины на должнике.

Исходя из ст.112 ФЗ судебный пристав-исполнитель взыскивает тот размер исполнительского сбора, который указан в законе. В ч.6,7 данной статье должник имеет право обраться в суд если не согласен с размером исполнительского сбора, но в соответствии с постановлением КСРФ размер, указанный в законе есть максимальный размер, а значит, судебный пристав обязан при взыскании исполнительского сбора обязан учитывать степень вины должника, его имущественное положение и иные обстоятельства, и с учетом сказанного размер исполнительского сбора м/б снижен самим судебным приставом – исполнителем, в чем и существует противоречие.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Должник вправе обратиться в суд с иском о рассрочке и отсрочке взыскания исполнительского сбора (постановление о взыскании исполнительского сбора – это исполнительный документ, а вопросы о рассрочке и отсрочке решает орган, вынесший донный исполнительный документ – в соответствии с ФЗ).

Должник вправе обратиться с иском об уменьшении размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора (АПК РФ – глава 24, ГПК РФ – в суд общей юрисдикции в исковом производстве). Можно уменьшить размер, но не более чем на ¼ (25%) от максимального размера, установленного в законе. Снижается размер с учетом степени вины, имущественного положения и с учетом существенных обстоятельств.

Суд вправе освободить должника от взыскании исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательств (административная ответственность регулируется гражданским законодательством, сочетание публичного и частного, в чем и состоит неясность).

Законодатель определяет случаи, когда исполнительский сбор не взыскивается (ч.5 ст.112):

1.По исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном ч.6 ст.33 ФЗ (перемена места жительства должника и пр.);

2.При повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3.По постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4.По судебным актам по обеспечительным мерам.

В соответствии со ст.110 исполнительский сбор взыскивается в третьей очереди по требованиям имущественного характера и во вторую очередь требованиям имущественного характера.

Тема №. Расходы по совершению исполнительных действий (глава16)

Расходы по совершению исполнительных действий – этосредства, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и мер принудительного исполнения.

Затраты несут:

1.Федеральный бюджет

2.Взыскатель

3.Иные лица

ч.2 ст.116 называет виды расходов (перечень открытый). Для отнесения расходов к п.6 ч.2 ст.116 ФЗ необходимо соблюдение трех условий:

1. Денежные средства д/б затрачены на организацию и проведение исполнительного производства;

2. Затраты произведены в процессе принудительного исполнения;

3. Цель затрат – обеспечение правильного и своевременного принудительного исполнения.

Авансирование расходов (ст.117) – изначально эти расходы несут федеральный бюджет, взыскатель, иные лица, в последующем эти расходы им возмещаются должником. Возмещение расходов осуществляется на основании постановления судебного пристава – исполнителя, утверждаемый страшим судебным приставом. Взыскиваются во вторую очередь по требованиям имущественного характера и в первую очередь по требованиям неимущественного характера, а если расходы понесены взыскателем, то они взыскиваются в первую очередь вместе с удовлетворением требований взыскателя.

07.05.2010

Тема №. Ответственность в исполнительном производстве

– это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение в сфере принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Необходимо отличать меры принудительного исполнения и ответственность как меру государственного принуждения. Меры принудительного исполнения закреплены в ст.68 ФЗ и применяются только в отношении должника за неисполнение в добровольном порядке требований исполнительного документа. К ответственности в исполнительном производстве м/б привлечен не только должник, но и иные участники в исполнительном производстве.

Виды ответственности в исполнительном производстве:

1.Уголовная ответственность

2.Административная ответственность

3.Гражданско – правовая ответственность

4.Дисциплинарная ответственность

5.Исполнительская ответственность (взыскание исполнительского сбора)

Должник

I.Административная ответственность:

1.Уплата исполнительского сбора (ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве»)

2.ч.1 ст. 17.14 КоАП РФ – нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя (т.е. требования о предоставлении имущества для производства ареста, требования о предоставлении должником сведений о находящемся на праве собственности имущества), представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.

3.ст. 17.15 КоАП РФ – неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера

II.Уголовная ответственность:

1.ст. 157 – злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

2.ст. 177 УК РФ – злостное уклонение от погашения кредитной задолженности

3.ст.315 УК РФ – неисполнение решение суда, приговора суда или иного судебного акта – субъект ответственности специальный – гражданина нет

III.Гражданско – правовая ответственность:

1.ст. 115 СК РФ – ответственность за несвоевременную уплату алиментов

2.Взыскание среднего заработка незаконно уволенного или переведенного работника за счет должника (ст.106 ФЗ)

3.ст. 395 ГК РФ – взыскание процентов – обращаться в суд

Взыскатель

I.Административная ответственность

1.Ст.17.14 КоАП – невыполнение законного требования судебного пристава-исполнителя

II.Гражданско – правовая ответственность:

1.Взыскатель получил имущество в большем размере, чем указано в исполнительном документе

2.Возвращение исполнительного документа если взыскатель своими действиями препятствовал совершение исполнительного документа (ст.46 ФЗ) – сомнительно является ли все таки гражданско – правовой ответственностью

Статья 112. Исполнительский сбор

Статья 112. Исполнительский сбор

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 112 настоящего Федерального закона

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 2 статьи 112 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ часть 3 статьи 112 изложена в новой редакции

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 3.1 изменена с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 24-ФЗ

3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в пункт 3 части 5 статьи 112 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 октября 2019 г. – Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

4) по судебным актам по обеспечительным мерам, мерам предварительной защиты;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г.

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 6, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 7

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

Информация об изменениях:

Часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 8 с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 24-ФЗ

8) по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа).

Информация об изменениях:

Часть 5.1 изменена с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 24-ФЗ

5.1. Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа), а также в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 – 12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

ГАРАНТ:

Определением Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2015 г. N 654-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод заявителя положениями части 7 статьи 112 настоящего Федерального закона как не предусматривающими возможности снижения исполнительского сбора более чем на одну четверть, поскольку cогласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя, при этом размер такого сбора, поскольку его взимание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности

См. также разъяснения названных актов, данные в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 1-П

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 7 марта 2018 г. – Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 48-ФЗ

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

>
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
Содержание
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (с изменениями и дополнениями)

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Что такое исполнительский сбор у судебных приставов?

ФССП — орган власти, основной функцией которого выступает исполнение принятых судом решений. Когда должник не выполняет постановление суда по доброй воле и в срок, в дополнение к основному долгу производится взыскание исполнительского сбора. Рассмотрим базовые вопросы, которые касаются оснований для вынесения постановления о взыскании сбора, вариантов уплаты, причины и основания для отмены, уменьшения или отсрочки выплаты.

Получить план списания долгов

Правовое регулирование вопроса

Базовый Федеральный закон, который регламентирует деятельность ФССП — это №229-ФЗ от 02 октября 2007 года. Актуальная сегодня редакция принята 8 июня 2020 года.

Определение исполнительского сбора у судебных приставов, основания и причины взыскания, другие правила практического использования описаны в главе 15 №229-ФЗ.

Положения Федерального закона дополняются законодательными и нормативными актами разного уровня — федерального, ведомственного, регионального. Их полный список здесь.

Какие долги можно списать в вашем случае?

Определение и величина сбора в 2021 году

Ст. 112 №229-ФЗ определяет: под исполнительным сбором понимается взыскание денег с должника при невыполнении судебного постановления добровольно и в определенный срок.

Говоря проще, это штраф за несвоевременное выполнение финансовых обязательств разного формата — от задолженности по кредиту до неоплаченного штрафа ГИБДД.

Величина сбора вычисляется с помощью следующих правил:

Важно. Для обоих случаев определен минимальный размер сбора: 1 000 руб. для физических и 10 000 руб. для юридических лиц.

Для решений неимущественной правовой природы, то есть не связанных с взысканием денег или имущества — в фиксированном размере 5 000 для граждан и 50 000 рублей для фирмы.

Читайте также:  Выделение доли в праве общей собственности

Пример неимущественного исполнительного производства: дать возможность видеться с ребенком или исполнить обязательство по сносу постройки. То есть должник обязан произвести определенные действия.

Узнать, какое имущество может забрать пристав

Основания для взыскания и процедура принятия решения

Постановление о взыскании сбора выносится в процессе исполнительного производства. Производство открывается сотрудником ФССП, когда судебный акт или постановление вступило в силу.

Исполнительными документами считаются:

Полный список приведен в статье 12 закона №229-ФЗ.

Образец исполнительного листа

Исполнительный лист — наиболее частый исполнительный документ, он является документом строгой отчетности, а потому оформляется на государственном бланке Гознака с гербовой печатью. Этот зеленый бланк узнается сразу, вот как он выглядит:

Срок предоставления исполнительной документации для возбуждения дела — три года с момента выдачи судом. Время, которое отводится сотруднику ФССП на открытие дела — трое суток. Информация в обязательном порядке сообщается взыскателю и должнику в формате постановления.

Его текст содержит детальные требования исполнительного документа и следующие обязательные сведения:

Срок добровольного исполнения определяется статьей 30 №229-ФЗ. Обычно он равняется 5 дням. Для дел немедленного исполнения — 1 сутки. Для взысканий по делам уголовной направленности — в пределах 60 суток. Немедленному исполнению подлежат акты суда, которые вынесены в делах по выплате ЗП, алиментов, восстановлению в должности и включению в список избирателей.


Образец постановления ФССП

После вынесения постановления документ высылается сторонам одним из трех возможных способов:

Подтверждение вручения документа — обязательное условие для последующего взыскания штрафа. Если должник отказывается получать постановление — пристав или курьер составляет акт.

Как видите, в почтовом извещении не написано, что письмо от приставов. Это сделано намеренно, получатель не избегал «неприятных» писем.

По трек-номеру (под штрихкодом) приставы смотрят на сайте почты России, когда письмо вручено или не вручено адресату.

Проверить эти даты можно здесь.

Если письмо пришло в почтовое отделение, о чем адресату доставлено извещение, но человек за письмом не является — считается, что корреспонденция получена.

Срок добровольного исполнения запускается с момента вручения постановления, составления акта или с момента, когда человеку в почтовый ящик закинули извещение о письме, которое ждет на почте. То есть когда он узнал или должен был узнать о вынесении постановления.

Нечем платить приставам?

Пример процедуры взыскания долга в виде штрафа ГИБДД

Для наглядности рассмотрим порядок и продолжительность мероприятий, которые проводятся для взыскания долга с нарушителя правил дорожного движения.

Последовательность исполнительных действий:

Общая продолжительность процедуры — не менее 78 суток. Причем погашение долга прерывает выполнение очередного мероприятия на любой стадии.

Когда сбор не подлежит взысканию?

Законодательство устанавливает несколько ситуаций, при которых сбор не взимается:

Как не платить банкам и коллекторам?

Отмена постановления

Самый простой способ не платить исполнительский сбор — добровольно выполнить предписание суда в срок, который предоставляется приставом. Подтверждением выполнения обязательств становится документ о совершении платежа.

Статья 112 №-229-ФЗ предусматривает еще несколько ситуаций, когда можно не платить деньги сверх основного долга:

В случае несогласия с действиями и решениями сотрудника ФССП, постановление обжалуется в порядке, установленном законодательством. Подача жалобы автоматически означает приостановку наложенных санкций до рассмотрения судом обстоятельств дела. Законные основания для обжалования предпринятых приставом действий:

Помимо перечисленных, основанием для подачи жалобы становятся любые другие нарушения закона, которые допущены в рамках исполнительного производства.

Сколько стоит признать свое банкротство?

Пошаговая инструкция по уменьшению исполнительского сбора или получению отсрочки/рассрочки на уплату

Альтернативные обжалованию варианты снижения финансовой нагрузки на должника — снижение величины сбора или получение отсрочки/рассрочки на уплату. Для этого нужно решение суда.

Как получить отсрочку или снизить исполнительский сбор.

№1. Получение постановления

Обратиться в суд с ходатайством об уменьшении размера или отсрочке на выплату можно только после вынесения сотрудником службы постановления о взыскании. Допускается получение документа во время личного визита в региональное подразделение ФССП, по почте или после направления запроса с помощью интернет-приемной, которая размещена на официальном сайте службы.

Еще один способ получить нужную информацию — интернет-портал Госуслуги. Его функционал позволяет подать жалобу на действия приставов или получить сведения о наличии и ходе конкретного исполнительного производства.

№2. Собрать доказательства

Должнику нужно подтвердить свою позицию письменными доказательствами, которые объяснят причины просрочки в выплате.

Например, судья посчитает серьезным основанием и предоставит отсрочку при задержках заработной платы. Рассрочку можно получить, если доход лишь немногим превышает прожиточный минимум.

№3. Заявление в суд

Заявление о сокращении размера платежа подается в суд, решение которого стало базой для открытия дела. В текст в обязательном порядке включаются следующие сведения:

Заявление отправляется по почте или передается в канцелярию суда для регистрации.

После принятия заявления любые мероприятия по взысканию сбора автоматически приостанавливаются.

№4. Участие в судебном разбирательстве

Заявитель принимает участие в заседаниях суда самостоятельное или направляет представителя. Задача судебного разбирательства — рассмотреть обоснованность вашего заявления и вынести решение.

№5. Получение решения суда

Суд имеет право снизить размер сбора либо утвердить отсрочку. Максимальное сокращение — 25% от законной величины штрафа.

Еще один возможный вариант развития событий — полное освобождение от необходимости платить. Оно принимается в случае незаконного вынесения постановления или отсутствия оснований для таких действий со стороны пристава.

Возврат выплаченных денег

Законодательство устанавливает несколько оснований для возврата денег после уплаты:

Процедура возврата денег регламентируется ПП №550, которое принято Правительством РФ 21 июля 2008 года. Нужно подать заявление о возврате сбора в подразделение ФССП. К нему прилагается документальное основание, например, в виде судебного решения. В заявлении указываются реквизиты, по которым перечисляются средства.

Спросите юриста, законно ли действует пристав

Способы уплаты

Памятка с сайта ФССП

Допускается несколько вариантов оплаты исполнительского сбора. Первый и самый простой — через квитанционную книжку СПИ непосредственно у судебного пристава.

Квитанция оформляется в двух экземплярах. Деньги принимаются приставом, затем документ передается должнику в качестве подтверждения платежа.

Обязательное условие — наличие «синей» печати подразделения ФССП. Квитанцию сохраняйте

Если вы не хотите посещать отделение ФССП, можно оплатить исполсбор: онлайн через Госуслуги или в банке. Просто выберите удобный способ оплаты на сайте приставов:

Спишут ли штрафы из ГИБДД и ФССП
при банкротстве?

Вывод

Действующая в России правовая база, которая регламентирует деятельность ФССП и взимание исполнительского сбора, справедливо считается сложной. Испол сбор — это штраф за несвоевременное выполнение требований приставов, он составляет 7% от суммы долга, но может быть отменен или оспорен при ошибках или обжаловании судебного акта.

В случае проблем с судебными приставами лучше обратиться к профессионалам. Потраченные средства компенсируются уменьшением или полным освобождением от необходимости платить что-то сверх суммы основного долга.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Понятие и признаки исполнительского сбора

Исполнительский сбор является денежным взысканием, предусмотренным Законом об исполнительном производстве и налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Установленный размер взыскания (7%) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и может быть снижен судом.

Судебному приставу необходимо помнить, что 10 октября 2009 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. № 225-ФЗ «О внесении изменения в статью 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»», которым установлено, что исполнительский сбор по требованиям исполнительного документа неимущественного характера установлен в размере 7% от суммы, подлежащей взысканию (стоимости взыскиваемого имущества), но не менее 500 руб. с должника-гражданина и 5000 руб. с должника-организации.

Таким образом, по исполнительным производствам на сумму ниже 7143 руб. (для физических лиц) сумма исполнительского сбора должна начисляться в размере 500 руб., свыше указанной суммы — расчетным путем в размере 7%.

По исполнительным производствам в отношении юридических лиц на сумму ниже 71 425 руб. сумма исполнительского сбора начисляется в размере 5000 руб., свыше указанной суммы — также в размере 7%.

Закон об исполнительном производстве не имеет обратной силы и может применяться к правоотношениям, возникшим до его вступления в силу, только по отношению к тем правам и обязанностям, которые возникли после его вступления в силу.

Поскольку обязанность уплатить исполнительский сбор возникает вследствие неисполнения в установленный срок требования исполнительного документа (но истечении установленного срока), то Закон об исполнительном производстве распространяется только на те случаи, когда срок для добровольного исполнения истек после вступления Закона в силу, т.е. после 10 октября 2009 г. 1 Речь идет о Федеральном законе от 27 сентября 2009 г. № 225-ФЗ, внесшем изменения в ст. 12 Закона об исполнительном производстве. , независимо от времени вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В числе условий, при которых производится установление исполнительского сбора. Закон об исполнительном производстве называет истечение указанных сроков и непредставление должником судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств).

Специально выделены случаи, когда исполнительский сбор не взыскивается: при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, и т.д.

Назначение исполнительского сбора — обеспечить добровольное исполнение исполнительного документа.

В случае добровольного исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем (до пяти дней), должник освобождается от уплаты исполнительского сбора.

Судебный пристав может и должен убедить должника в необходимости и выгодности для него добровольного исполнения исполнительного документа. Добровольное исполнение лишено процессуально-процедурных сложностей, свойственных принудительному исполнению, и имеет ряд преимуществ. В частности, в случае добровольного исполнения между сторонами исполнительного производства вполне возможно восстановление партнерских отношений или социального мира между соседями (межевые споры).

Что такое исполнительский сбор у судебных приставов

автор: Алексей Жумаев

17 февраля 2021

Просмотров: 7 437

Время на прочтение: 8 минут

После открытия исполнительного дела в ФССП должник может столкнуться с дополнительными расходами. Почему кроме оплаты долга пристав требует еще непонятного сбора для себя? Главой 15 Закона № 229-ФЗ предусмотрены правила взыскания исполнительского сбора. Его придется платить, если должник проигнорирует требование о добровольном расчете со взыскателем. Но исполнительский сбор у судебных приставов допускается вернуть или снизить его размер. По просьбе должника, подтвержденной вескими доказательствами, может предоставляться рассрочка или отсрочка.

Что такое исполнительский сбор

Исполнительский сбор — это специальная штрафная санкция, назначаемая за ненадлежащее исполнение судебного акта. Взыскать сбор могут только приставы. Если дело находится на судебной стадии, либо взысканием занимаются коллекторы, указанная санкция должнику не грозит.

Основные принципы, связанные с понуждением к оплате сбора:

возникает только в рамках исполнительного дела;

для удержания сбора издается процессуальное постановление, которое можно обжаловать;

пристав не может произвольно устанавливаться размеры санкции, так как они прописаны в законе.

Обратите внимание! Если должник, проигравший суд, добровольно исполнит решение суда и рассчитается с кредитором, взыскание исполнительского сбора не осуществляется. Более того, после обращения взыскателя в ФССП и открытия дела, для исполнения дадут еще до 5 дней. Если уложиться в этот срок, дополнительных расходов нести не придется.

Требования документа, который направляется в ФССП, не обязательно касаются взыскания денежных сумм. Например, по исполнительному листу могут:

обязать передать взыскателю какое-либо имущество,

совершить определенные действия,

отменить незаконный приказ об увольнении.

За несвоевременное выполнение таких требований взыщут исполнительский сбор.

Учтите, что сбор не включается в сумму задолженности перед взыскателем. Вся сумма санкции перечисляется в бюджет, а расчет с кредитором происходит отдельно. Порядок удержания, как и по основной сумме долга, регламентирован Законом № 229-ФЗ.

Получить план списания ваших долгов

В каких случаях пристав может принудить должника к выплате исполнительского сбора

Порядок наложения на должника сбора по исполнительному делу описан в ст. 112 Закона № 229-ФЗ. Для этого должны быть соблюдены следующие условия:

сначала взыскатель получает в суде исполнительный документ (приказ мирового судьи или исполнительный лист);

затем в подразделение ФССП он направляет заявление и исполнительный документ;

не позднее трех дней после получения документом пристав принимает решение — возбудить дело, либо отказать взыскателю (например, отказать могут по причине пропуска срока на обращение в ФССП, который составляет 3 года);

постановление о возбуждении дела будет содержать срок, в течение которого должник обязан рассчитаться с взыскателем — до 5 дней;

копия постановления направляется участникам дела;

если в течение 5 дней требования не удовлетворены, пристав выносит постановление о взыскании сбора;

чтобы документ вступил в силу, его должен утвердить руководитель подразделения ФССП.

В законе указан максимальный период времени, который могут дать для исполнения. Он составляет до 5 дней, но точный срок укажет пристав. На практике, во избежание споров, почти всегда дается максимально возможный срок (5 дней).

Есть исключения, по которым решение должно исполняться немедленно. В этих случаях на удовлетворение требований дается не более 1 дня. Из-за работы почты возникают споры с подсчетом сроков на добровольное исполнение. Закон считает до 5 дней не с момента вынесения постановления, а в даты его получения должником.

Читайте также:  Увеличена ставка рефинансирования

Подтвердить дату получения можно по штампу письма или уведомления о вручении, личной подписью при передаче документа курьером. Указанное правило регулярно нарушается специалистами ФССП. Поэтому постановление на удержание сбора могут вынести через 5 дней после направления. При выявлении таких фактов нужно подать жалобу.

В каких случаях приставы не могут взыскивать сбор

Специалист ФССП не вправе взыскать сбор, пока не открыто производство, и не истек срок самостоятельного исполнения.

Также в Законе № 229-ФЗ указан ряд случаев, когда должнику не грозит такая санкция:

если он докажет, что своевременное исполнение было невозможно по чрезвычайным и непреодолимым обстоятельствам (перечень таких факторов законом не определен, поэтому вопрос решается в индивидуальном порядке;

если не исполнена обязанность оплатить ранее наложенный сбор, исполнительские расходы;

если в ФССП повторно поступил исполнительный лист, по которому ранее уже назначался сбор;

если приставам поступило определение об обеспечении по иску;

в ряде других случаях, указанных в ст. 112 Закона № 229-ФЗ.

Совет юриста. Так как в законе не расшифровано понятие «чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств», должник может представить любые доказательства. Например, можно ссылаться на нахождение в стационаре больницы или за рубежом, что объективно препятствовало погашению.

Очевидно, объявление в стране карантина, переход в режим самоизоляции или запрет выходить из дома препятствуют посещению банка для оплаты наличными. Если специалист ФССП откажется принять такие доказательства, можно подать жалобу в судебные инстанции или вышестоящему руководителю.

Не придется платить сбор, если основная сумма долга погашена в срок до 5 дней по постановлению ФССП. Чтобы избежать спорных моментов, всегда проверяйте дату платежа и реквизиты. Если деньги поступят позже по причине ненадлежащих реквизитов, приставы вправе применить санкции.

При каких условиях должник может быть освобожден от уплаты сбора

Частью 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ регламентировано, что должник вправе просить суд об освобождении от уплаты сбора. Однако точных условий для получения освобождения не указано.

Есть ссылка на главу 25 ГК РФ, в которой расписан порядок ответственности по обязательствам. Исходя из анализа норм ГК РФ, должника могут освободить от уплаты сбора при отсутствии вины:

если долг был оплачен вовремя, однако банк или почта ошибочно перевели платеж по ненадлежащим реквизитам, либо вообще не отправили его;

если специалисты ФССП неправильно учли поступившие деньги на депозитном счету, к примеру, направили на погашение другого долга;

если в постановлении пристава были ошибки, что сделало невозможным исполнение.

Такие вопросы может рассматривать только суд. Заявление нужно подать сразу, как только была выявлена ошибка или нарушение правд должника. При разбирательстве дела судья затребует материалы производства ФССП. Должник представляет доказательства, подтверждающие отсутствие вины (например, платежку с надлежащими реквизитами с отметкой банка).

Есть вопросы по процедуре банкротства?

Оставьте свой телефон, наш юрист перезвонит Вам через 1 минуту и поможет разобраться.
Это бесплатно.

Как взимается исполнительский сбор

Исполнительный сбор судебных приставов удерживается в рамках общего производства. Даже если основная сумма долга будет погашена и перечислена взыскателю, удержание сбора продолжится. Специалисты ФССП смогут арестовать счета и активы, реализовать имущество для оплаты сбора, направить документы работодателю.

Размер исполнительского сбора в 2021 году

При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора и расчете его размера пристав руководствуется ч. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ. Сумма составит:

по имущественным (денежным) требованиям — 7% от долга, но не менее 1000 руб. (с гражданина или ИП), либо 10 000 руб. (с предприятия);

по неимущественным требованиям — 5000 руб. (с гражданина или ИП), либо 50 000 руб. (с предприятия).

То есть при равной сумме долга граждане-должники заплатят намного больше, чем организации. Например, при взыскании долга 1 млн. руб., гражданин заплатит 70 000 руб., а предприятие в любом случае будет платить 10 000 руб.

Есть еще одно важное правило. По периодическим платежам сбор будет начисляться по каждой сумме задолженности. Например, при просрочке по алиментам на каждую ежемесячную выплату будет отдельно взыскиваться сбор. Долги по кредиту или штрафам ГИБДД под это правило не подпадают.

Способы уплаты исполнительского сбора

За неуплату сбора не назначаются дополнительные штрафы или санкции. Однако желательно добровольно исполнить требование пристава, чтобы не столкнуться с принудительным удержанием, арестом активов или счетов.

Оплатить сбор можно:

через банк — по платежке, через систему онлайн-банкинга;

через электронные сервисы и кошельки;

через сайт госуслуг;

через онлайн-сервис на сайте ФССП.

До 2019 года можно было заплатить наличными по квитанции СПИ у судебных приставов. Ввиду мер по противодействия коррупции, сейчас такая возможность отсутствует.

Если специалист ФССП требует у должника наличные деньги для погашения основного долга или сбора, необходимо сообщить об этом
по единому телефону 8 (495) 870-69-96.

Официальные разъяснения о порядке оплаты есть на портале ФССП.

Есть вопросы по процедуре банкротства?

Оставьте свой телефон, наш юрист перезвонит Вам через 1 минуту и поможет разобраться.
Это бесплатно.

Как отменить исполнительский сбор судебного пристава

Каждый участник производства вправе обжаловать бездействие, действие или решение специалиста ФССП. Должник может воспользоваться таким правом, чтобы оспорить постановление на сбор и вернуть деньги. Основания для подачи жалоб и возврата удержанной суммы раскрыты в ст. 112 Закона. Как вернуть исполнительский сбор?

Основания для отмены

Приставы обязаны вернуть сбор, если должник подаст жалобу и добьется отмены постановления о его взыскании. Обжалование допускается через судебные инстанции, либо через вышестоящего руководителя ФССП. Причиной для оспаривания может являться:

не вышел срок для добровольного расчета;

несоблюдение приставом правил направления постановления сторонам (например, специалист ФССП вообще не отправил документ должнику или указал неправильный адрес);

взыскание сбора в случае, когда это не допускается по закону (например, при обеспечении иска);

при успешном обжаловании решения или судебного приказа. Например, если после подачи жалобы в кассацию или надзор будет отменено первоначальное решение, автоматически будет прекращено производство в ФССП, аннулировано удержание сбора;

можно обжаловать исполнительный лист, что также повлечет закрытие дела в ФССП. Незаконно списанные деньги приставы обязаны вернуть должнику.

Жалобы разбираются в срок до 10 дней. Если доводы заявителя будут признаны обоснованными, специалиста ФССП обяжут аннулировать незаконное постановление. Однако это не препятствует повторному взысканию по общим нормам закона.

Как вернуть исполнительский сбор: образец заявления

Возврату подлежит сбор, удержанный ошибочно, либо по прекращенному производству. Алгоритм действий для возврата регламентирован Постановлением № 550:

необходимо подать заявление в подразделение ФССП, где незаконно списали штрафную санкцию;

средства могут вернуть на банковский счет или через почтовое отделение (для этого нужно приложить к заявлению реквизиты для оплаты);

срок возврата денег 30 дней.

Если суд снизит размер сбора, приставы вернут излишне удержанное.

Как уменьшить размер исполнительского сбора

Статья 112 Закона № 229-ФЗ позволяет обратиться за рассрочкой /отсрочкой по оплате сбора, либо снизить его размер только через суд. Доказывать право на отсрочку или снижения суммы штрафа обязан должник.

В каких случаях суд может уменьшить исполнительский сбор или дать отсрочку

Отсрочка позволяет отложить момент оплаты, рассрочка — распределить его на равные ежемесячные суммы. Уменьшение допускается на ¼, т.е. совсем избежать оплаты невозможно.

Вот основные правила, по которым дается отсрочка или рассрочка, снижается размер штрафа:

при рассмотрении заявления суд учитывает ситуацию: насколько виноват человек в несвоевременном погашении долга, его имущественное положение и другие уважительные факторы;

судья выносит определение и направляет в ФССП;

пристав обязан соблюсти определение, временно прекратить удержание, снизить размер санкции, либо продолжить удержание по условиям рассрочки.

Имущественное положение подтверждается справками о низком заработке или другом доходе, по количеству иждивенцев в семье, документу о потере работы, по иным доказательствам.

Степень вины должника является субъективным фактором. Например, можно представить справку о долгах по зарплате, что помешало вовремя погасить долг.

Если у вас возникли вопросы, либо требуется помощь при удержании или оспаривании исполнительского сбора, обращайтесь к нашим юристам. Мы разъясним нормы закона, поможем заполнить образцы необходимых документов, окажем другие услуги.

Получить план списания ваших долгов

Видео: наши услуги по банкротству физ. лиц

Общие положения об исполнительском сборе

Понятие исполнительского сбора

Раскрывая понятие исполнительского сбора, стоит отметить, что в его основе лежит легальное определение этого понятия, которое закреплено в законодательстве об исполнительном производстве.

Согласно ч.1. ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об исполнительном производстве» (далее – закон об исполнительном производстве) «Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет».

Из определения можно выделить следующие признаки исполнительского сбора:

1) данный сбор является денежным взысканием (как и административный штраф – ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ);

2) исполнительский сбор применяется к должнику только в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом – исполнителем по истечении срока для добровольного исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

В связи с прямым указанием в законе на обстоятельство «непреодолимой силы», остановимся на нем подробно. Изначально понятие непреодолимой силы нашло свое закрепление в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ).

Сама категория непреодолимой силы была известна еще российскому дореволюционному праву. В то же время общая норма об освобождении от ответственности в результате непреодолимой силы отсутствовала.

Более того, гражданское законодательство того времени вообще возлагало на лицо безусловную ответственность за любые обстоятельства, включая случай и непреодолимую силу. В пункте 3 ст. 401 ГК РФ дается легальное определение непреодолимой силы, под которой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Однако в науке до сих пор нет единого мнения о существенных характеристиках непреодолимой силы. Традиционно к их числу относят:

– чрезвычайность обстоятельства. При этом высказываются различные суждения о сущности чрезвычайности обстоятельства. Как правило, в содержание данного признака включают неожиданность обстоятельства, невозможность его предвидеть. Тем не менее, чрезвычайность, полагаем, имеет собственный смысл и означает нечто необычное, то, что не могло быть учтено лицом ни при каких обстоятельствах, что не относится к жизненному риску и выходит за пределы «нормального». Подчеркнем, что при недоказанности чрезвычайности явлений суды признают несостоятельной ссылку на непреодолимую силу;

– непредотвратимостъ, непреодолимость обстоятельства. Данная характеристика вытекает непосредственно из самого понятия «непреодолимая сила».

Критерий непредотвратимости характеризуется в юридической литературе как объективно-субъективный, поскольку закон указывает на непредотвратимость при данных условиях. При характеристике непредотвратимости на основе оценки ее для однородных лиц и организаций закономерно возникает вопрос, по каким критериям следует выделять эти однородные организации или лица (учитывать только род деятельности, профессиональные качества либо также возраст, физические способности, талант или индивидуальные способности).

При оценке следует учитывать только профессиональные навыки и способности, поскольку именно по данному критерию законодателем выделяется субъект повышенной ответственности.

Учет иных обстоятельств привел бы к размыванию понятия непреодолимой силы и фактическому приравниванию данного подхода к субъективному критерию непредотвратимости. Поэтому признак непредотвратимости также следует отнести к числу существенных признаков непреодолимой силы;- относительность.

Относительность (при данных условиях) обусловливается тем, что дальнейшее развитие науки и техники сужает круг обстоятельств, наступление и вредные последствия которых непредотвратимы для человека. Однако она объективна и зависит от условий места и времени, а не от субъективных предпосылок;

– внешний характер обстоятельства. В качестве дополнительной характеристики непреодолимой силы многие авторы выделяют внешний характер обстоятельства. Эта точка зрения поддерживается и судебной практикой, отмечающей, что воздействие обстоятельств для признания их непреодолимой силой должно происходить извне. Под внешним характером непреодолимой силы понимается отсутствие причинной связи между возникновением непреодолимой силы и деятельностью должника, т.е. явления непреодолимой силы есть результат иных причин, лежащих вне сферы деятельности ответственного лица.

Но для освобождения от ответственности необходимо, чтобы непреодолимая сила, возникнув, влияла определенным образом на деятельность обязанного лица; противоправное поведение, вызвавшее нарушение договора или причинение вреда, должно выступать как следствие воздействия непреодолимой силы;

– непредвиденность (невозможность предвидеть). Отдельные авторы выделяют и такой признак непреодолимой силы, как непредвиденность. Под непредвиденностью следует понимать незнание о конкретных времени, месте, характере и особенностях будущего события, поскольку абстрактно можно предвидеть любое событие.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

– по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве;

– при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

– по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

– по судебным актам по обеспечительным мерам.

За должником признается право на обращение в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Кроме того, должник имеет право на обращение в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. В том случае, если судом принимается к рассмотрению указанные заявление или иск взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Закон об исполнительном производстве (ч. 7 ст. 112) закрепляет положение, в соответствии с которым суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер.

При этом судом должны учитываться:

– степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа;

– имущественное положение должника;

– иные существенные обстоятельства.

Более того, законодательство устанавливает ограничение усмотрения суда. Так, суд вправе уменьшить размер взыскиваемого исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Исходя из статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Необходимо подчеркнуть, что в качестве общего правила не вводится каких-либо различий в установлении ответственности в зависимости от того, в какой форме проявилась вина нарушителя обязательства.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ). Таким образом, можно выделить признаки, в соответствии с которыми лицо, нарушившее обязательство, признается невиновным. Данные признаки, как справедливо отмечается в литературе, сочетают в себе как субъективные, так и объективные критерии.

К числу первых относится проявление должной степени заботливости, и осмотрительности в принятии всех находящихся в распоряжении должника мер для надлежащего исполнения обязательства, к числу вторых — соответствие степени заботливости и осмотрительности характеру обязательства и условиям договора.

И лишь в том случае, если поведение должника при исполнении им обязательства удовлетворяет указанным требованиям, должник считается невиновным в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства.

Читайте также:  Налог на роскошь список автомобилей в 2021 году

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, что свидетельствует об установлении в гражданском законодательстве презумпции вины.

Фактически должник доказывает отсутствие вины, если ему удается доказать, что нарушение обязательства было вызвано обстоятельствами, которые исключают его вину, например действием стихийных сил природы или поведением третьих лиц, за которых должник не отвечает.

Кроме того, он должен доказать, что его поведение в данной ситуации соответствовало критериям, установленным в абзаце 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ. Не следует также забывать, что на кредитора возлагается доказательство самого факта нарушения обязательства.

Обусловленность ответственности наличием вины является диспозитивной нормой: законом или договором могут устанавливаться иные основания ответственности, как расширяющие, так и суживающие ответственность, но сравнению с ответственностью, построенной на безоговорочном применении принципа вины. Наиболее распространенным способом изменения оснований ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств является соглашение сторон.

В практике условия договора, направленные на решение этого вопроса, как правило, формулируются в виде перечня обстоятельств, наступление которых освобождает стороны от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и называемых не всегда правильно «форс-мажорными».

Все дело в том, что в таких оговорках часто указываются в качестве оснований освобождения от ответственности не только обстоятельства непреодолимой силы, что, по сути, и означает «форс-мажор», но и обстоятельства, являющиеся результатом сознательных действий людей.

Включение такого условия в договор свидетельствует о том, что в соответствующих случаях для установления ответственности при нарушении договора применяются не нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях ответственности, а те положения, которые согласовали стороны в своем договоре.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

– судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

– постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (ч. 10 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор как мера исполнительной ответственности

А.Н. Комаров, аспирант Российской правовой академии при Минюсте России.

Понятие и правовая природа исполнительского сбора. Понятие “исполнительский сбор” закреплено в ст. 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон). В юридической литературе существует множество взглядов относительно его природы. В связи с принятием Конституционным Судом РФ Постановления от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор стал рассматриваться как разновидность административно-правового штрафа. Мы исходим именно из этой позиции и сложившейся в настоящее время судебной практики.

Исполнительский сбор как мера исполнительной ответственности применяется при наличии в действиях должника признаков состава исполнительного правонарушения. Признаки состава правонарушения можно разделить на следующие элементы: субъект, объективная сторона и субъективная сторона.

Исходя из нормы п. 1 ст. 81 Закона субъектом исполнительного правонарушения является только должник. Объективную сторону правонарушения составляет неисполнение исполнительного документа в срок добровольного исполнения должником, обладающим сведениями о таком сроке и о возбуждении исполнительного производства. Субъективная сторона правонарушения – вина лица в неисполнении исполнительного документа, заключающаяся в отсутствии уважительных причин.

Размер исполнительского сбора. Пунктом 1 ст. 81 Закона установлен максимальный размер исполнительского сбора – 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. Под взыскиваемой суммой следует понимать остаток задолженности по исполнительному документу. Иными словами, в случае частичного исполнения 7% исчисляются от оставшейся суммы.

При уменьшении размера взыскиваемой суммы по исполнительному документу вследствие его изменения подлежит уменьшению и размер исполнительского сбора путем вынесения об этом соответствующего постановления. Если исполнительский сбор по этому документу уже взыскан, взысканная сумма подлежит возвращению.

Постановление о взыскании исполнительского сбора как исполнительный документ. Постановление о взыскании исполнительского сбора подлежит утверждению старшим судебным приставом. Неутвержденное старшим судебным приставом постановление является незаконным и может быть признано судом недействительным . Незаконным является также взыскание исполнительского сбора без вынесения об этом соответствующего постановления .

См. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2004 N А11-2501/2004-К2-Е-2155.
См. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.09.2004 N А29-8527/2003-3э.

Постановление о взыскании исполнительского сбора как исполнительный документ обладает следующими особенностями:

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.05.2001 N А56-4818/97, N А56-9723/98.

На взыскание исполнительского сбора не распространяется 2-месячный срок, установленный КоАП РФ .

См. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.03.2004 N А82-182/2003-Г/3.

В настоящий момент спорным является вопрос о том, подлежит ли возбуждению на основании постановления о взыскании исполнительского сбора новое исполнительное производство.

С одной стороны, суды признают, что исполнение постановления о взыскании исполнительского сбора не может продолжаться в случае окончания исполнительного производства, поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора носит производный характер , а с другой – не отрицают возможности исполнения документа после истечения срока обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора, а следовательно, вступления его в законную силу .

См. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.07.2002 N А56-11133/01, от 07.08.2001 N 199/00.
См. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2003 N А66-7201-02, ФАС Волго-Вятского округа от 09.06.2004 N А11-9072/2003-К2-Е-3832/22.

Необходимость взыскания исполнительского сбора вне основного исполнительного производства возможна, например, в случае возвращения судебным приставом-исполнителем исполнительного документа до его исполнения по заявлению взыскателя .

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2000 N А56-19630/98.

Взыскание исполнительского сбора вне основного исполнительного производства, в рамках которого вынесено постановление о его взыскании, представляет собой определенные сложности. Безусловно, взыскание исполнительского сбора должно производиться в рамках возбужденного исполнительного производства.

Поскольку в рамках основного исполнительного производства может быть наложен арест на имущество должника, на наш взгляд, правомерным является выделение из основного исполнительного производства исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора, которое производится путем вынесения судебным приставом-исполнителем постановления.

По своей правовой природе постановление о выделении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора является постановлением о возбуждении исполнительного производства.

Следует учитывать, что постановление о взыскании исполнительского сбора получает исполнительную силу лишь по истечении срока его обжалования . При этом срок обжалования может быть объективным (с момента принятия постановления до истечения 10-дневного срока) и субъективным (с момента, когда должник узнал о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора, до истечения 10-дневного срока).

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2003 N А66-7204-02.

Постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное при отсутствии доказательств получения постановления о возбуждении исполнительного производства, признается судами незаконным .

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2001 N А56-32952/2000.

Постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное до истечения срока добровольного исполнения, является незаконным .

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2003 N А26-109/02-04-21.

Наличие уважительных причин является основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора или для снижения размера исполнительского сбора (в процентном выражении).

В ряде случаев судебная практика исходит из того, что судебный пристав-исполнитель должен доказать отсутствие уважительных причин пропуска срока добровольного исполнения . Отсутствие уважительных причин пропуска срока добровольного исполнения должно быть отражено в постановлении о взыскании исполнительского сбора .

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2002 N А05-3568/02-170/3.
См. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.12.2002 N А26-100/02-04-21, от 28.10.2002 N А52/361/2002/2.

Более правильным в такой ситуации, на наш взгляд, было бы, если бы именно то лицо, которое обжалует постановление о взыскании исполнительского сбора, доказывало наличие уважительной причины неисполнения исполнительного документа в срок добровольного исполнения, поскольку именно на этом лице лежит обязанность указания основания оспаривания .

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2005 N А56-31425/04.

Следовательно, факт наличия уважительной причины неисполнения исполнительного документа в срок добровольного исполнения доказывается должником .

См. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.05.2001 N 198/2980-2000, от 18.12.2002 N 59/5461(01)-02, ФАС Волго-Вятского округа от 04.10.2004 N А28-6102/2004-196/27.

Отсутствие у должника денежных средств, достаточных для исполнения исполнительного документа, как правило, не признается судами уважительной причиной .

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2001 N А26-46/01-04-01-07/109.

Однако с учетом особенностей деятельности должника (например, должник является бюджетным учреждением) отсутствие денежных средств суд может признать уважительной причиной .

См. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.11.2002 N А26-42/02-04-01-06/37, от 28.05.2001 N 121СП/2000.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебные приставы-исполнители стали разъяснять, что при наличии уважительных причин неисполнения исполнительного документа в срок должник обязан сообщить об этом приставу-исполнителю .

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.12.1999 N А56-9687/99.

Исполнительский сбор и получение должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Неполучение (или несвоевременное получение) должником постановления о возбуждении исполнительного производства рассматривается судами как уважительная причина неисполнения должником исполнительного документа .

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2003 N А56-9670/03.

Факт получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства с опозданием или факт неполучения такого постановления может служить основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора в случае, если должник исполнил исполнительный документ в разумный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства или после того, как ему стало известно о его возбуждении . Под разумным сроком понимается срок добровольного исполнения, который начинает течь не с момента вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, а с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (доведения до должника сведений о таком постановлении).

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2002 N 59/5461(01)-02.

Снижение размера исполнительского сбора. Размер исполнительского сбора может быть снижен как судебным приставом-исполнителем, так и судом при наличии уважительных причин для неисполнения исполнительного документа.

Возможность снижения судебным приставом-исполнителем размера исполнительского сбора нашла отражение в судебной практике. Арбитражный суд признал правомерным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в меньшем размере, чем это предусмотрено ст. 81 Закона (п. 29 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов). Снижение размера исполнительского сбора производится судом в порядке рассмотрения заявления должника об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора .

См. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.02.2004 N А28-3411/2003-102/17.

В случае обращения должника в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора в порядке обжалования постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора суды не требуют предварительного обращения его к судебному приставу-исполнителю с заявлением о снижении размера исполнительского сбора.

Следует учитывать, что судебный пристав-исполнитель может рассмотреть заявление об оспаривании его постановления о взыскании исполнительского сбора в связи с чрезмерностью размера и до вынесения решения судом самостоятельно уменьшить размер исполнительского сбора. В этом случае суд, как представляется, должен отказать в удовлетворении заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя.

Обязанность доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера исполнительского сбора, лежит на должнике .

См. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2004 N А79-2036/2004-СК1-1848.

В качестве основания снижения размера исполнительского сбора называется тяжелое финансовое положение должника, добровольное частичное исполнение исполнительного документа .

См. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2002 N А26-17/02-04-01-07/61; ФАС Волго-Вятского округа от 26.09.2005 N А79-4467/2005, от 19.09.2005 N А31-2451/2005-8.

Частичное исполнение исполнительного документа не всегда рассматривается судами как основание снижения размера исполнительского сбора .

См. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.11.2005 N А79-7578/2005.

Основанием снижения размера исполнительского сбора признается также исполнение исполнительного документа в период рассмотрения заявления об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, т.е. после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, но до вынесения решения суда .

См. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.06.2005 N А79-1214/2005.

Очередность взыскания исполнительского сбора в юридической литературе вызывает споры. Высказываются мнения о том, что взыскание исполнительского сбора должно производиться:

В. Смагин, например, считает, что исполнительский сбор подлежит взысканию в четвертую очередь, поскольку он относится к штрафам и взыскивается в федеральный бюджет .

См.: Смагин В. Порядок взыскания исполнительского сбора // Российская юстиция. 2002. N 4.

Согласно п. 30 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, исполнительский сбор взыскивается после полного удовлетворения требований взыскателей и не может взыскиваться пропорционально взысканной сумме .

См. также: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2003 N А05-16315/02-376/21.

Длительное время существовала практика пропорционального взыскания исполнительского сбора, т.е. в размере 7% от общей суммы. В настоящее время эта практика считается ошибочной, что следует признать обоснованным, поскольку исполнительский сбор как штрафная санкция не может применяться в ущерб интересам взыскателя. Ведь при недостаточности взысканных денежных средств и взыскании исполнительского сбора пропорционально взысканной сумме интересы взыскателя ущемляются, так как возникают препятствия для исполнения исполнительного документа, а в конечном счете для судебной защиты нарушенного права .

См. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2005 N А28-9242/2004-535/16.

Очевидно, что взыскатель может злоупотреблять своим правом требовать возвращения исполнительного документа в случае почти полного исполнения исполнительного документа, не позволяя исполнить постановление о взыскании исполнительского сбора.

Согласно п. 1 ст. 81 Закона исполнительский сбор подлежит взысканию и в случае несвоевременного исполнения исполнительного документа неимущественного характера .

См. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2002 N А56-6365/01, от 09.06.2001 N А05-1605/01-42/23.

Поскольку составы исполнительных правонарушений определенным образом соотносятся между собой (например, состав п. 1 ст. 81 соотносится с составами пунктов 1 и 2 ст. 85), необходимо найти точки соприкосновения этих составов, позволяющие отделить применение одного состава от другого.

Исполнительский сбор, как известно, не может быть взыскан повторно, а штраф за неисполнение исполнительного документа без уважительных причин, согласно п. 2 ст. 85 Закона, может налагаться неоднократно. В связи с этим исполнительский сбор при неисполнении исполнительного документа неимущественного характера не должен взыскиваться, поскольку в этом случае на должника налагается штраф по ст. 85 Закона, в том числе и повторно. Очевидно, что должник не может привлекаться к двум видам исполнительной ответственности одновременно, поэтому недопустимо и взыскание исполнительского сбора, и наложение штрафа по одному и тому же исполнительному производству .

См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2002 N А52/361/2002/2.

Возвращение исполнительского сбора. Законом предусмотрено лишь одно основание для возвращения исполнительского сбора – признание недействительным (или отмена) юрисдикционного акта или исполнительного документа.

Вопрос о том, подлежит ли возвращению должнику сумма исполнительского сбора, взысканная в случае утверждения мирового соглашения между должником и взыскателем, является спорным .

См. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2002 N А56-3370/98, от 29.01.2002 N 201ж/01-4640/99-8, от 25.07.2000 N А26-04-01-07/37, от 19.12.2000 N А26-04-01-07/37.

Представляется, что исполнительский сбор в случае утверждения между сторонами мирового соглашения возвращаться должнику не должен. Исполнительский сбор является мерой ответственности, от применения которой не могут освобождать обстоятельства, имевшие место после совершения правонарушения – неисполнения должником в срок добровольного исполнения исполнительного документа.

В случае прекращения исполнительного производства в связи с заключением взыскателем и должником мирового соглашения после истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения исполнительного документа, исполнение постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не прекращается (п. 31 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов).

Основанием возвращения исполнительского сбора является признание недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора или отмена этого постановления судебным приставом-исполнителем .

См. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.01.2002 N А44-1711/01-С10, ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2004 N А39-3663/2003-165/15.

Признание недействительными постановления о взыскании исполнительского сбора или действий по взысканию исполнительского сбора (например, в случае невынесения постановления о взыскании исполнительского сбора) имеет место и в случае уменьшения судом размера исполнительского сбора. Ранее указывалось, что уменьшение судом размера исполнительского сбора производится путем признания недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора в этом случае частично.

Спорная ситуация возникает в случае обращения должника в суд с заявлением об уменьшении размера взысканного исполнительского сбора путем его возвращения после окончания исполнительного производства.

Возвращение исполнительского сбора производится органом принудительного исполнения .

См.: Приказ ФССП России от 29.09.2005 N 113 “О закреплении функций администратора поступлений в бюджетную систему Российской Федерации”.

Ранее судебная практика исходила из того, что взысканный исполнительский сбор является убытками, которые подлежат взысканию с Министерства юстиции Российской Федерации как главного распорядителя денежных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *