Жилищная субсидия. Кому полагается господдержка, как получить в 2021 году

Краткое содержание:

Не все знают, что можно получить помощь от государства на покупку или строительство жилья. Жилищная субсидия – это финансовая государственная поддержка тех, кто особенно нуждается в этом. Программы субсидирования покупки или строительства жилья ориентированы на малообеспеченные или слабо защищенные слои населения.

Субсидия на приобретение или строительство жилья предоставляется один раз в жизни и выплачивается из федерального или местного бюджета. Вы не можете повторно обратиться за такой поддержкой, если уже получали.

Жилищная субсидия выдается в виде сертификата с определенной номинальной стоимостью, который нельзя обналичивать. Он имеет только конкретное назначение – для покупки жилья или строительства дома, а также для компенсации ранее понесенных расходов на эти цели. У сертификата срок использования ограничен.

По своей стоимости сертификат покрывает только нормативные квадратные метры жилой площади, остальные метры вы оплачиваете из своего кармана.

На что можно использовать выделенные средства

Есть несколько способов использования жилищного сертификата:

• на первый взнос за квартиру или дом при ипотечном кредитовании;

• для погашения ипотеки, предназначенной на покупку или строительство жилья;

• для паевого участия при строительстве нового жилья и вступления в ЖСК;

• для расширения уже имеющегося жилья, площадь которого меньше социальных стандартов.

Кто может претендовать на государственное субсидирование жилья

Возможность получить социальную безвозмездную помощь от государства есть не у всех.

К категориям граждан, которые вправе подать документы на получение жилищной субсидии, относятся:

• многодетные семьи с детьми до 18 лет (если ребенок учится на дневном отделении ВУЗа или отбывает воинскую службу, то возраст устанавливается до 23 лет);

• молодые семьи до 30 лет;

• малоимущие россияне, которые нуждаются в жилье;

• военнослужащие, в том числе уволенные в запас;

• работники государственной службы или бюджетных учреждений;

• специалисты, получившие профильное образование и уехавшие работать в сельскую местность;

• участники и инвалиды ВОВ, и их семьи;

• дети, оставшиеся без попечения родителей или сироты.

Условия для получения жилищной субсидии

Получить помощь можно только в порядке очереди и после документального подтверждения соответствия установленным критериям и основаниям.

Целевая помощь строго контролируется. Нормы, устанавливающие порядок выдачи субсидий на жилье, поименованы в региональных и федеральных нормативных актах. По правилам, сертификат могут получить лица, чья жилая площадь меньше по метражу из расчета норм жилой площади на семью.

Также за субсидией можно обращаться, если вы проживаете в общежитии или коммунальной квартире и в ней живут еще несколько семей в родственных отношениях.

Порядок оформления

Претендентам на жилищную субсидию нужно обратиться специализированный центр, где действует комиссия по вопросу предоставления господдержки. Сотруднику комиссии нужно отдать заявление, оригиналы и копии следующих документов:

• паспорт заявителя и личные документы всех членов семьи — паспорт или свидетельство о рождении;

• справку о составе семьи;

• свидетельство о браке (при наличии);

• документ о принадлежности к льготной категории для получения субсидии на покупку жилья;

• правоустанавливающие документы или договор найма на имеющуюся жилплощадь;

• документы о праве на дополнительные квадратные метры площади (при наличии);

• копию лицевого счета.

Срок рассмотрения заявления составляет месяц. Если заявление одобрено, то семью ставят в очередь на получение жилищной субсидии. В случае отказа документы возвращаются назад с указанием причины.

После получения сертификата у вас есть 6 месяцев на использование суммы, указанной в нем. Субсидия перечисляется на банковский счет получателя, а затем переводится продавцу.

Нужно также помнить о том, что государственная поддержка – большая ответственность. За каждый потраченный рубль нужно будет отчитаться. Надо хранить платежную документацию и все чеки, которые подтверждают, что деньги были потрачены по назначению.

Если кому-то помогла информацией, буду рада.

Субсидия малому бизнесу от государства в 2021 году: как предпринимателю получить помощь

Малый и средний бизнес – это финансовый фундамент национальной экономики любой страны. Именно небольшие предприятия обеспечивают львиную долю занятости населения. По этой причине в России оказывается целенаправленная поддержка предпринимателям, которые хотят открыть и развивать свое дело. Программа гос. субсидий малому и среднему бизнесу будет подробно рассмотрена в этой статье.

Что такое субсидия от государства

Под субсидией понимается единоразовая безвозмездная целенаправленная финансовая помощь предприятию или предпринимателю со стороны государства. В этом определении каждое прилагательное наполнено смыслом:

Правовая основа

Выделение субсидий производится на основе следующих правовых актов:

  1. Постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий» №761 от 14 декабря 2005 года.
  2. 88-ФЗ «О поддержке малого и среднего бизнеса» от 14 июня 1995 года.
  3. 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24 июля 2007 года.
  4. 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» от 10 декабря 1995 года.
  5. 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года.

Каждому предпринимателю, желающему получить субсидию на организацию своего бизнеса или его развитие, необходимо тщательно изучить эти документы.

Субсидии предпринимателям в 2021 году

Задачи субсидирования хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей характеризуются двумя основными направлениями.

Обеспечение самозанятости физлица

Начинающий ИП может претендовать на получение помощи в сумме 58,8 тыс. руб. Чтобы ее получить, необходимо соответствовать следующим требованиям:

Иными словами, безработному гражданину государство предоставляет возможность стать индивидуальным предпринимателем и с этой целью выделяет денежную помощь.

Следующее действие будущего ИП – постановка на учет в центре занятости населения. Это несложно. С собой нужно принести следующие документы:

При постановке на учет в центре занятости, гражданин указывает свое желание заниматься предпринимательской деятельностью и получить субсидию. Намерение подкрепляется бизнес-планом.

Субсидия ИП на развитие бизнеса

Другой вариант – индивидуальный предприниматель уже зарегистрирован и работает, но хотел бы расширить свою деятельность. Такое намерение также поддерживается и поощряется государством. Однако для получения субсидии в сумме до полумиллиона рублей, соискатель должен соответствовать следующим критериям:

Заявление на получение субсидии ИП предоставляет в местные органы власти вместе с требуемым пакетом документов. Как правило, он включает регистрационные свидетельства и финансовые отчеты.

Бизнес-план для получения индивидуальным предпринимателем субсидии

Этот документ нужен в обоих случаях, независимо от назначения (открытие или развитие). Следует понимать, что господдержка в виде субсидии предусматривает рациональное расходование фондов, а не простую раздачу денег нуждающимся.

Бизнес-план индивидуального предпринимателя составить проще, чем для ООО. Он содержит следующие сведения и расчеты:

Изложенная информация рассматривается отделом по работе с гражданами. Если возникают замечания и выявляются неточности, документ подлежит доработке.

Решающим этапом при выделении субсидии становится заседание комиссии. Претендент защищает свой проект, отвечая на вопросы и аргументировано отстаивая свои расчеты. Если ему это удается, то он получает государственную поддержку. В случае успеха средства зачисляются на расчетный счет индивидуального предпринимателя.

Получение субсидии сопровождается составлением акта, подтверждающего обязательство ее целевого использования и возврата неиспользованной (неосвоенной) суммы государству.

Субсидия на развитие бизнеса для ООО

Безвозмездная субсидия на развитие малого бизнеса в форме предприятия имеет несколько форм и может быть направлена на помощь в приобретении:

Целевое использование средств контролируется, а нарушение обязательств влечет ответственность в административном и уголовном порядке.

Государственные субсидии на открытие бизнеса и его развитие, на федеральном уровне распределят Фонд содействия малому бизнесу. Виды субсидий для ООО представлены следующими программами:

Название программы субсидированияОписаниеПредельный размер субсидии на малый бизнес в 2021 году, руб.
УмникПрограмма позиционирована на поддержку молодежи (18–30 лет), занимающейся инновационной коммерческой деятельностью500 000
РазвитиеПоддержка модернизации, создания рабочих мест и повышение производительности успешно действующих предприятий20 000 000
СтартПомощь в разработке инновационных видов высокотехнологичной продукции. Предусматривает сочетание государственных (в первый год) и частных инвестиций10 000 000
ИнтернационализацияРазвитие экспортного потенциала несырьевого сектора экономикиНе установлена
КоммерциализацияПоддержка в наращивании производственных мощностейОпределяется индивидуально
КооперацияСтимулирование хозяйственных связей малых и крупных предприятий25 000 000

Изучить все активные программы можно на сайте Фонда содействия инновациям: fasie.ru .

Региональные субсидии малому и среднему бизнесу

Кроме общегосударственных, малому бизнесу предоставляются многие региональные субсидии, выделяемые правительствами федеральных округов. Примером может служить Москва, где оказывается реальная помощь предпринимателям до среднего уровня. Получение безвозмездной субсидии на развитие малого бизнеса в столице делает возможным приобретение производственного оборудования, нематериальных и других активов.

Региональные требования к соискателям часто отличаются от федеральных. Получить государственную субсидию на открытие бизнеса в 2021 году легче, чем областную, так как во втором случае предприниматель должен иметь стаж успешной работы не менее двух лет. Численность персонала, занятого на ООО, не может превышать 250 сотрудников.

В требованиях есть и общие черты: отсутствие просроченных задолженностей перед бюджетом, банками и другими фирмами.

Важно и разнообразие целевых назначений субсидий. Например, субсидия на возврат процентов по взятому кредиту, если он брался в коммерческом банке на открытие собственного бизнеса. Муниципалитет готов частично погасить задолженность, если начинающий бизнесмен:

При соблюдении этих условий ИП может претендовать на субсидию в сумме до 5 млн руб.

Или другой пример – субсидия на возмещение платежей по лизингу. Условиями столичной муниципальной программы предусмотрено погашение до 5 миллионов рублей, если эти затраты подтверждены договором финансовой аренды основных средств, заключенным после 2013 года.

Со списком региональных программ субсидирования малого бизнеса в России можно ознакомиться на официальных сайтах местных администраций. В каждой области приоритетные целевые направленности и предельный размер субсидии на открытие бизнеса или его развитие определяются самостоятельно.

Документы для получения субсидии

Субсидия малому бизнесу от государства с нуля или на развитие в 2021 году предоставляется тем субъектам хозяйствования, которые сумеют заинтересовать упомянутый Фонд содействия или уполномоченных представителей региональных властей. Инструмент решения этой задачи – бизнес-план. Критерии удачного бизнес-плана:

Приложением к бизнес-плану могут служить различные статистические справки, свидетельствующие о перспективности выбранного направления и его высоком коммерческом потенциале.

Пакет документов, прилагаемых к заявке на получение субсидии для юридического лица, по смыслу и содержанию аналогичен набору, требующемуся от ИП. Он должен подтвердить легальность работы предприятия, отсутствие задолженностей и финансовую состоятельность субъекта хозяйственной деятельности.

Различие состоит в количестве документов и разнообразии требований в зависимости от направления деловой активности, формы собственности и других важных факторов.

С полным списком документов, прилагаемым руководством ООО к заявке на получение субсидии, можно ознакомиться здесь . На этой странице указаны также требования к нотариальному заверению отдельных свидетельств и справок.

Изменился порядок начисления льгот и субсидий. Сколько составят компенсации за ЖКУ и как их получить

” src=”https://static.life.ru/publications/2020/9/27/33487235189.53658.jpg” loading=”lazy” style=”width:100%;height:100%;object-fit:cover”/>

До 31 декабря продлевается временный порядок предоставления субсидий на оплату услуг ЖКХ, а с 1 января льготников ждёт ещё несколько новшеств. Лайф выяснил, кто сейчас имеет право на доплаты, кому могут отказать в компенсациях и на что обращать внимание, чтобы не возникло проблем с получением денег.

Каким будет порядок получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг до 31 декабря

До конца года продлевается беззаявительный порядок получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Такое решение в правительстве приняли из-за осложнения обстановки с коронавирусом. Соответственно, людям, у которых есть право на льготу, пока не нужно обращаться в органы социальной защиты, писать заявления и подтверждать свой доход.

Читайте также:  Отказали вернуть деньги за товар

— Если срок предоставления субсидии истекает в период с 1 октября по 31 декабря, то человек сможет получить господдержку в прежнем размере на последующие шесть месяцев. Никаких заявлений и документов подавать не нужно, — пояснил член Ассоциации юристов России Артём Коростелев.

Валюта попала на распродажу. Чем это обернётся для курса доллара и рубля

Как изменятся суммы и правила получения субсидий с 1 января 2021 года

Со следующего года получателей субсидий ждут ещё два новшества. Первое: размер выплат изменится. Правда, точные суммы ещё не известны. Второе: сам получатель субсидий уже не должен будет доказывать, что у него нет долгов по коммунальным платежам. Таким образом, процедура получения выплат станет значительно проще.

— Дело в том, что субсидии не могут получать люди, у которых есть долги за ЖКУ. Справку об отсутствии задолженности выдают управляющие компании. Раньше возникало множество спорных ситуаций. Управляющие компании могли предоставлять недостоверные или неточные данные. Из-за этого появлялись проблемы с назначением выплат. С 1 января 2021 года ситуация изменится. Информацию о наличии задолженности региональные органы исполнительной власти будут получать из государственной информационной системы ЖКХ самостоятельно, — отметил Артём Коростелев.

Кто имеет право на жилищные субсидии

Заслуженный юрист России Иван Соловьёв пояснил, что льготы и субсидии на оплату коммунальных услуг — разные вещи. Льготы положены определённой категории граждан. Субсидии выплачиваются более широкому кругу людей: собственникам, нанимателям, людям, занимающим муниципальное жильё. Правда, при условии, что у человека или семьи на квартплату уходит более 22% от получаемого дохода.

Тут стоит отметить, что в каждом регионе свои нормы. Они могут быть и ниже 22%. Например, в Москве можно получить субсидию, если на оплату коммунальных услуг тратится более 10% от совокупного дохода семьи. Как правило, такая мера поддержки помогает экономить несколько тысяч рублей в месяц.

Клиенты забирают деньги из банков. Где хранить наличные и как не потерять бумажные сбережения

— Чтобы понять, можно ли рассчитывать на субсидию, нужно вычислить средний бюджет членов семьи за полгода. Затем полученную цифру надо сопоставить с ежемесячными тратами на квартплату за это время. Важно учесть, что при расчёте субсидии на оплату коммунальных услуг учитывается весь получаемый доход. Это не только официальная зарплата. Учитываются, например, пособия и единовременные выплаты, алименты, наследство, если оно получено в денежном эквиваленте, проценты по депозитам, прибыль от продажи недвижимости и многое другое, — отметил Иван Соловьев.

Какие льготы могут получить пенсионеры, инвалиды и матери-одиночки

На региональном уровне могут устанавливаться и дополнительные льготы для отдельных категорий граждан. Чаще всего к ним относятся пенсионеры, инвалиды и матери-одиночки.

Так, на региональном уровне могут выплачивать компенсацию на уплату взноса на капитальный ремонт. Например, для одиноко проживающих неработающих собственников жилых помещений старше 70 лет она может составлять 50%, 80 лет — 100%. Более того, пенсионерам могут полностью компенсировать оплату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами, а также траты на домашний телефон.

Матери-одиночки и инвалиды могут получить компенсацию за аренду жилья, скидки на оплату отдельных услуг (например, отопление), а также различные льготы при покупке недвижимости. Полный перечень всех мер поддержки нужно узнавать в региональных отделениях соцзащиты.

​​Как получить и использовать целевую субсидию в 2021 году

В Российской Федерации существует несколько программ, основное предназначение которых заключается в предоставлении средств населению и организациям.

Один из видов такого субсидирования — выплата целевой материальной помощи. Перечисление денежных средств осуществляется из специального резервного бюджета государственного или муниципального органа. Выплата матпомощи производится только под определенные нужды заявителя.

Общая сумма средств, предоставляемых организации, имеет ограниченный размер и подлежит строгой отчетности перед государством.

Что такое целевая субсидия

Под субсидией подразумевается материальная помощь, которая предоставляется для обеспечения определенного целевого проекта. Чтобы получить эти денежные средства, заинтересованный человек должен предварительно пройти одобрение у государственного учреждения.

Если по результатам слушания, комиссия не одобрит представленный на рассмотрение проект, денежные средства заявителю предоставлены не будут. Первоочередной фактор для определения возможности предоставления человеку субсидии — целесообразность предложенного проекта.

На заметку! В государственную комиссию входит несколько представителей, среди которых и сотрудник, который занимается вопросами распределения бюджета.

Показатели, при которых возможно предоставление

На самом деле государство не против предоставления учреждениям целевых субсидий, но специальная комиссия прежде тщательно проверит проект, с которым соискатель обращается за получением субсидии и целесообразность ее выдачи или, например, если в ходе проверки будет установлен факт нецелесообразности растраты денег, полученные средства будет предписано вернуть.

Муниципальное образование тоже может получить отказ, если ранее ему были предоставлены денежные средства для удовлетворения какого-либо конкретного проекта, если в итоге эта программа не дала никакого результата.

Именно этот факт и является ключевым при оформлении целевой субсидии. Но решение о возможности предоставления денежных средств в любом случае остается только за государственной комиссией.

Внимание! Даже при предоставлении заявителем проекта с нарушениями, в большей части случаев он все же может рассчитывать на получение денежных средств, но только после внесения в документы соответствующих корректировок.

Нормативная база

В законодательстве РФ есть сразу несколько нормативных правовых актов, которые регламентируют порядок получения целевых субсидий:

  1. Бюджетный кодекс РФ.
  2. ФЗ № 174.
  3. Постановление Правительства № 761.
  4. ФЗ № 62.
  5. ФЗ № 195.
  6. ФЗ «О некоммерческих организациях».
  7. Региональное законодательство и методические акты о правилах и порядке выделения государственных и региональных субсидий.

Помимо этого, в отдельных регионах РФ приняты свои нормативные акты, которые регламентируют порядок предоставления денежных средств в рамках государственной целевой субсидии.

Скачать для просмотра и печати:

Целевые субсидии в 2021 году

Полный перечень субсидий, которые могут быть предоставлены из государственного бюджета для целевого использования, оговорен в Приложении к приказу ФНС от 27 декабря 2017 года № ММВ-7-5/1095@.

Оформление субсидии

Подача заявки

Оформление целевой субсидии осуществляется на основании заявки, где отображаются все необходимые расчеты и их обоснования.

В законодательстве нет специального бланка для заполнения этого документа, поэтому ориентироваться нужно на те бланки, которые приняты Министерствами или иными уполномоченными государственными структурами.

В заявке обязательно должна содержаться следующая информация:

Оформление договора или соглашения

Финансирование организации производится на основании договора о выделении денежных средств.

Типовая форма этого документа содержит следующие обязательные реквизиты:

Учет субсидий на иные цели

В учете полученных денежных средств используются:

  1. Код «5».
  2. КОСГУ 183.
  3. Балансовые счета.

Начисление

Доходы от получения денежных средств по программе субсидирования учитываются в сумме расходов, понесенных организацией.

Особенности определения объема для автономных учреждений

Автономные учреждения вправе запросить получение материальной помощи от государства, при условии, что сумма не превышает установленный годовой бюджет образования. На такой запрос действует несколько ограничений:

  1. Денежные средства в большем объеме могут быть затребованы для проведения ремонтных работ по реконструкции здания, но только если оно находится в аварийном состоянии.
  2. Превышение размера материальной поддержки допускается, если сотрудниками учреждения был подготовлен научный проект, который может стать прорывом.
  3. Превышение объема средств в рамках субсидии допускается, если требуется расширить организацию и увеличить количество рабочих мест.

Окончательное решение о возможности предоставления субсидии и ее размера принимается комиссией на основании рассмотрения заявки.

Нюансы, которые нужно учитывать при заполнении заявки

Если некоммерческая организация рассчитывает на получение материальной помощи из средств государственного бюджета, при составлении заявки должны учитываться несколько нюансов:

Порядок осуществления финансирования

Финансирование целевых субсидий осуществляется за счет средств государственного и регионального бюджета, в зависимости от запрашиваемой некоммерческой организацией суммы.

Вся процедура финансирования представлена несколькими шагами:

  1. Первоначально уполномоченный сотрудник госоргана рассматривает полученное от руководителя организации заявление.
  2. Далее проводится проверка правильности внесенных в заявку сведений.
  3. Следующий шаг — формирование субсидии.
  4. Далее выделенная сумма денежных средств направляется в бюджет региона.
  5. Заключительный шаг — перечисление средств из регионального бюджета на счет организации.

Операции, которые можно проводить с субсидиями в 2021 году

Сведения об операциях

В течение 10 дней с подписания договора, государственное учреждение должно подготовить документ, содержащий сведения об операциях. В табличной части этого документа должны содержаться:

  1. Код матпомощи и ее полное наименование.
  2. Дата составленного сторонами соглашения и его номер.
  3. Коды.
  4. Сумма остатка средств, которые допускаются к использованию.
  5. Размер выплаченной дебиторской задолженности прошлых лет.
  6. Сумма поступлений, которые планируются в этом году.

Акт использования средств

Контроль за правильностью использования выплаченных денежных средств осуществляется учредителем организации и госучреждениями. С этой целью утверждаются специальные рекомендации по проведению расчета результативности предоставления денежных средств.

После проведения проверки, орган составляет специальный акт, куда вносятся:

  1. Основание, по которому проводилась проверка.
  2. Цель проверки.
  3. Объект проверки и продолжительность ее проведения.
  4. Список применяемых при проверке НПА .
  5. Анализ использования организацией денежных средств.
  6. Законность финансирования.
  7. Рекомендации.

Возврат субсидии за текущий год

Если после осуществления организацией всех запланированных расходов, на лицевом счете остаются денежные средства, они должны быть возвращены учредителю.

Возврат матпомощи за прошедшие годы

Бухгалтер может формировать два вида проводок:

  1. Денежные средства остались невостребованными.
  2. Выявлено нецелевое использование полученных денежных средств.

Возврат субсидии при отсутствии потребностей в этих средствах

Д-тК-тПримечание
520581560530305730Начислена задолженность по возврату неиспользованных средств.
530305830520111610Перечислены деньги в доход бюджета.

Возврат субсидии при выявлении нарушений при ее использовании

Д-тК-тПримечание
540110183530305730Начислена задолженность, возникшая в результате нецелевого использования.
530305830520111610Перечислены деньги в доход бюджета.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Как оформить субсидию на оплату ЖКХ с 1 января 2021 года

Граждане РФ, желающие оформить субсидию на оплату ЖКХ с первого января следующего года, смогут не предоставлять справки о долгах за коммуналку. Со следующего года чиновники будут сами проверять эту информацию через ГИС ЖКХ. Постановление правительства РФ об этом вступило в силу с одиннадцатого августа текущего года.

Кто и как может оформить дотацию на оплату ЖКХ

Наличие долгов подтверждает суд
По старым правилам оформления соцподдержки лишь оговаривали, что у лица, подавшего заявление, не должно быть долгов по ЖКХ. Задолженность по коммуналке проверяли чиновники, если долги были, то на социальную поддержку можно было рассчитывать в том случае, если заявитель подписывал договор по погашению долгов.
По новым правилам, заявителям на субсидию самим не нужно предоставлять никаких справок. Правительство обязало чиновников прояснять это вопрос самостоятельно с помощью ГИС ЖКХ. При этом, для отказа в выплате могут стать только непогашенные долги (не более чем за 3 года), которые подтверждены судебным актом, вступившим в силу.
Также кабинет министров уточнил порядок перечисления субсидий напрямую УК (управляющей компании) или РСО (ресурсоснабжающей организации). В каждом российском регионе такой формат расчётов региональные власти могут установить своим по своим законам.Тогда государство должно заранее переводить средства на счета УК или РСО, а те, в свою очередь, начислять полученные деньги на счета получателей соцпомощи.

Кому положены субсидии на ЖКХ
Государство оказывает социальную поддержку гражданам РФ, у которых расходы на оплату ЖКХ превышают определенный порог. Этот порог определяют власти регионов. В расчёт водит лишь нормативная площадь жилья и стоимость жилищно-коммунальных услуг на конкретной территории.
Кроме россиян, право получать субсидию на оплату ЖКХ в России получили граждане Белоруссии и Киргизии, поскольку эти страны подписали с РФ соответствующие международные соглашения.

Особые моменты
Субсидия государством выплачивается, чтобы покрыть разрыв между реальными расходами гражданина на коммунальные услуги и установленным лимитом. В связи с этим размер дотации может меняться в зависимости от того, как меняется доход семьи. Например, после прибавки к пенсии размер субсидии может стать меньше.
К тому же не во всех российских регионах устанавливается одна норма платы за ЖКХ, существуют и две нормы оплаты за коммуналку — в отопительный период и неотопительный. В зависимости от региона россияне могут получать дотации только в зимнее время. Субсидия рассчитана не на всю площадь жилья, а на её нормативную площадь. Кроме этого, соцподдержка выплачивается только на одно жильё, в которой живёт семья, и имеет там постоянную прописку.
Дотация предоставляется на полгода, а затем нужно снова подавать на неё документы.

Какие документы нужны для получения субсидии на ЖКХ
Для оформления выплаты, нужно подготовить простой пакет документов:

Читайте также:  Условия наследования по закону

– паспорта всех членов семьи и св-ва о рождении на детей до 14;
– справки о доходах или их отсутствии самого заявителя и членов его семьи за последние 6 месяцев (неработающим пенсионерам не надо);
– квитанцию об оплате услуг ЖКХ за последний месяц;
– документы, которые подтверждают право пользования квартирой.

На получение субсидии пишется заявление в местную администрацию, либо в МФЦ, к которому прилагается вышеперечисленный пакет документов. На оформление выплаты чиновникам отводится десять дней с момента получения заявления гражданина. За это время они должны принять положительное или отрицательное решение о выплате дотации. Если заявитель подал документы с первого по пятнадцатое число месяца, то при положительном решении выплата будет начислена за текущий месяц. Если документы поступают после 15 числа, то субсидию выплатят за следующий месяц, пишет «Парламентская Газета».

Субсидии бюджетным организациям на иные цели: что изменится с 2021 года

Со следующего года бюджетные и автономные учреждения будут получать целевые субсидии по новым правилам. Требований к основным этапам этого процесса — от обоснования необходимости выдачи целевых средств до контроля результативности их использования — станет больше.

Для этого органам-учредителям придется доработать действующие порядки предоставления субсидий на иные цели. Что изменится для учреждений здравоохранения?

Правовая основа

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований [1] . В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.

Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.

Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Общие требования унифицируют процесс взаимодействия органов-учредителей и подведомственных учреждений. В порядках теперь необходимо будет указывать:

Большинство этих положений органы-учредители включили в свои порядки в виде общих норм, но потребуется их детализация.

Рассмотрим новые условия выдачи субсидий и сравним их с теми, которые сейчас установлены в отношении бюджетных и автономных учреждений здравоохранения.

Целевое назначение средств

В порядке органа-учредителя должны быть перечислены цели предоставления субсидий (пп. «б» п. 3 Общих требований). А если выделяемые средства предполагается направить на мероприятия, которые реализуются в рамках национального проекта (программы) или принятого в его исполнение федерального или регионального проекта, надо отразить наименование проекта (программы).

Указание на программный характер средств позволит связать цель и результат предоставления субсидии, поскольку последний будет важен не сам по себе, а как индикатор достижения показателей соответствующего проекта или программы.

Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда. Субсидии могут направляться, например, на:

Но есть и примеры, когда в нормативных актах прямо указывается на программный характер субсидий.

Так, комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга [3] утвердил для подведомственных учреждений 65 наименований целевых субсидий, большинство из которых расходуется в рамках четырех госпрограмм. Аналогичный подход выбрали в Ростовской области [4] : большинство целей, на которые выделяются средства, реализуются в рамках семи региональных программ.

Пакет документов для получения субсидии

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап — подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение.

К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям Республики Алтай [5] . В качестве обоснования может выступать:

Второй этап процедуры взаимодействия — рассмотрение органом-учредителем пакета документов, поданного учреждением. Порядок и сроки рассмотрения, а также основания для отказа тоже должны быть прописаны в правовом акте, действующем в отношении учреждения здравоохранения (пп. «б», «в» п. 4 Общих требований).

В частности, отказать в выдаче субсидии учредитель может из-за несоответствия документов установленным требованиям, непредставления (представления в неполном объеме) каких-либо документов, обнаружения в них недостоверной информации. Орган-учредитель вправе установить также иные причины.

Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.

Требования к учреждению-получателю

Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:

То есть основным условием, которому должно соответствовать претендующее на целевую субсидию учреждение, будет отсутствие задолженности перед бюджетом. Хотя орган-учредитель может установить и дополнительные требования к учреждению-получателю.

Как показывает выборочный анализ действующих правовых актов, изданных в отношении учреждений здравоохранения, данное правило сейчас вводится редко. Это означает, что в ближайшие месяцы органы-учредители должны будут внести в свои порядки соответствующие нормы, а учреждениям придется учитывать новые требования при подаче заявок на предоставление целевых субсидий.

Порядок расчета субсидии

Порядок расчета размера целевой субсидии и (или) сам ее размер органу-учредителю тоже нужно будет устанавливать в своем правовом акте. Как сказано в пп. «г» п. 4 Общих требований, данный акт должен содержать информацию, обосновывающую размер субсидии (формулы расчета, порядок их применения), а также указание на источник ее получения. Расчет не понадобится применять лишь в случаях, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета — редкость.

В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5% действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

Другой подход использовали в Свердловской области — порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом [6] . В нем приведены три основных метода расчета:

Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению — путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.

Соглашение о предоставлении субсидии

В силу пп. «д» п. 4 Общих требований типовая форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований — в отношении бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и муниципального уровня соответственно. Однако в субъектах РФ и муниципальных образованиях типовые формы далеко не всегда утверждаются финансовыми органами. Обычно форма приводится в приложении к порядку, изданному региональным правительством или отраслевым органом власти.

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму [7] , утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год.

Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Контроль результативности расходования средств

Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

В нормативном акте должно быть установлено и право органа-учредителя утверждать в соглашении дополнительные формы отчетности и сроки их представления (п. 6 Общих требований).

Положения об иных видах контроля тоже должны будут детализироваться.

Как сказано в п. 7 Общих требований, в порядок контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии нужно включить:

1) положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение установленных целей;

2) положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат из средств субсидии для достижения целей, установленных при ее предоставлении;

3) требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии;

4) положение о порядке и сроках возврата субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий ее предоставления, выявленного по результатам проверок, проведенных органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;

5) порядок и сроки возврата субсидии в случае недостижения результатов и иных показателей, установленных в правовом акте.

Читайте также:  Бесплатные Адвокатские Услуги

Как видим, помимо традиционной обязанности о целевом расходовании средств субсидии на учреждения возлагается обязанность отчитываться о результативности ее расходования. А значит, важность показателей результативности в ближайшем будущем возрастет.

Показатели результативности сегодня уже указаны в некоторых порядках органов-учредителей.

Например, в Свердловской области (см. сноску 2) решили, что данные показатели должны быть прописаны в соглашении, заключаемом с учреждением. А в Томской области [8] установили, что в отношении каждой субсидии действуют свои показатели результативности, формулировки которых должны характеризовать степень достижения цели, на которую предоставлены средства, во взаимосвязи с объемом расходов на ее достижение. В частности, если субсидия выделяется на приобретение особо ценного движимого имущества, программных продуктов, устанавливаются количественные показатели с указанием единицы измерения и их значений в натуральном выражении, в том числе число приобретаемых объектов (с указанием их видов).

Сейчас органы-учредители сами утверждают правила предоставления целевых субсидий подведомственным учреждениям. В связи с этим в регионах и муниципальных образованиях сформировался разный опыт правового регулирования: одни положения прописаны подробно, другие — в виде общих формулировок и отсылок к конкретному соглашению, заключаемому с учреждением, третьи отсутствуют вовсе.

Общие требования, которыми с 2021 года должны руководствоваться органы-учредители, а значит, и учреждения здравоохранения, претендующие на целевые субсидии, обобщают сложившуюся практику и унифицируют правила. Обязанностей у учреждений станет больше, а учредители станут контролировать не только целевое расходование средств, но и результативность их предоставления.

[1] Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203.

[2] Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 74-ПП «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области на иные цели» (с последующими изменениями).

[3] Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2019 № 712-р «Об утверждении порядков предоставления субсидий на иные цели в 2020 году».

[4] Постановление Правительства Ростовской области от 14.06.2012 № 509 «Об утверждении Порядка определения объема и условиях предоставления из областного бюджета государственным учреждениям Ростовской области, подведомственным министерству здравоохранения Ростовской области, субсидий на иные цели» (с последующими изменениями).

[5] Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 01.03.2017 № 42-од «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления из республиканского бюджета Республики Алтай субсидий бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Республики Алтай, на иные цели».

[6] Приказ Минздрава Свердловской области от 07.05.2013 № 603-п «Об утверждении Порядка расчета объема субсидий из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения Свердловской области, на иные цели».

[7] Типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

[8] Постановление Администрации Томской области от 05.06.2014 № 213а «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели».

Как получить и использовать целевую субсидию в 2021 году

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением целевой субсидии текущего характера в соответствии с СГС “Доходы”, утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Получение субсидии

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (далее – целевые субсидии). Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:

Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):

Основанием для предоставления субсидии служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).

Целевая субсидия может быть текущего или капитального характера. Если она в полном объеме предназначена для увеличения стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, то субсидия носит капитальный характер (п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н). Если за счет субсидии предусмотрены расходы как капитального, так и некапитального характера, то субсидия носит текущий характер.

Доходы учреждения в виде целевой субсидии текущего характера отражаются по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 152 КОСГУ. Это установлено п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), п. 9.5.2 Порядка № 209н.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), в автономных учреждениях – по инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Операции с целевыми субсидиями текущего характера учитываются по коду финансового обеспечения 5.

Доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 федерального стандарта “Доходы”, утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – СГС “Доходы”). Целевые субсидии, как правило, предоставляются с условием. Основанием для начисления доходов будущих периодов служит соглашение (п. 93 инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н).

Исключение – целевая субсидия на возмещение затрат. В порядке возмещения затрат предоставляются целевые субсидии автономным учреждениям, которым открыты расчетные счета в банках (ч. 3, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, далее – Закон № 174-ФЗ). Сначала учреждение тратит свои собственные средства для достижения целей, на которые будет предоставлена субсидия. Учредитель перечисляет субсидию после проверки представленных на возмещение расходов документов. Никаких дополнительных условий учреждению в будущем выполнять не надо. Поэтому на основании соглашения начисление субсидии на возмещение затрат можно сразу отразить по кредиту счета 5 401 10 152.

Признание доходов текущего года, корректировка показателей

Доходы будущих периодов признаются доходами текущего года по мере реализации условий предоставления субсидии в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) (п. 40 СГС “Доходы”, п. 158 Инструкции № 174н, п. 186 Инструкции № 183н).

Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя, допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе “Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора”, подразделе “Методический кабинет”.

Если учредитель решил формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.

Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета о достижении целевых показателей показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут корректироваться. Учредитель направляет учреждению извещение (ф. 0504805) с корректирующими бухгалтерскими записями. Такие записи не считаются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по субсидии.

Возврат субсидии

Остаток целевой субсидии, который не был использован в текущем финансовом году, бюджетные и автономные учреждения должны перечислить в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). По решению учредителя этот остаток средств учреждение может использовать в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели.

После представления отчетности учреждению может быть предъявлено требование о возврате субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.

Возврат целевой субсидии прошлых лет в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка № 85н, п. 14.1 Порядок № 209н).

Типовые корреспонденции по учету целевых субсидий текущего характера

Структура номера счета для отражения операций в бухгалтерском учете определена п. 21.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н.

Номера счетов 205 52, 401 10, 401 40, 504 00, 507 00, 508 00 формируются так:

Номер счета 303 05 формируется так:

По счетам аналитического учета счета 201 00 “Денежные средства учреждения” в разрядах 1 – 17 номера счета ставятся нули.

Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет целевой субсидии текущего характера

КРБ 5 106 2X 3XX,

КРБ 5 106 3X 3XX,

КРБ 5 302 XX 73X,

В целях формирования сведений о денежных обязательствах для представления в ГИИС “Электронный бюджет”, СУФД, другие внешние системы денежное обязательство, принятое на сумму аванса, сторнируется после исполнения поставщиком (исполнителем) условий договора. При этом в момент поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг денежное обязательство принимается на всю сумму согласно выставленным документам.

Подробно об отражении в программе операций по принятию денежных обязательств см. здесь.

* Согласно п. 200 Инструкции № 183н сумма уменьшений сметных назначений по доходам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 507 00 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 504 00 способом “красное сторно”.

** Соответствующие изменения планируется внести в пп. 97, 186 Инструкции № 183н.

*** Бухгалтерские записи следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н, п. 5 Инструкции № 183н.

**** Соответствующие изменения планируется внести в п. 133 Инструкции № 174н, п. 161 Инструкции № 183н. Проекты приказов размещены на сайте Минфина России во вкладке “Документы”, подразделе “Проекты”, а также на федеральном портале проектов нормативных правовых актов: https://regulation.gov.ru/.

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *