Новый пилотный проект в соцсфере

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 февраля 2019 г. № 128 “О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в пилотных регионах в 2019 году”

В целях реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в пилотных регионах в 2019 году (далее – пилотный проект) приказываю:

1. Установить, что:

реализация пилотного проекта в 2019 году осуществляется в 12 пилотных регионах: Республика Мордовия, Республика Татарстан, Камчатский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Тульская область, г. Москва;

пилотные регионы, осуществляющие реализацию пилотного проекта с 2018 года (Волгоградская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Тульская область), участвуют в реализации пилотного проекта до 2020 года включительно;

пилотные регионы, осуществляющие реализацию пилотного проекта с 2019 года (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Камчатский край, Ставропольский край, Кемеровская область, Кировская область, г. Москва), участвуют в реализации пилотного проекта до 2021 года включительно.

2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации пилотного проекта.

3. Рекомендовать членам рабочей группы по реализации пилотного проекта, состав которой утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 мая 2018 г. N 302 “О рабочей группе по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами”, при участии Департамента демографической политики и социальной защиты населения (М.К. Антонова), автономной некоммерческой организации “Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов” обеспечивать методическое сопровождение реализации пилотного проекта, осуществляемого в пилотных регионах, предусмотренных абзацем 1 пункта 1 настоящего приказа.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации С.В. Петрову.

МинистрМ. Топилин

Приложение
к приказу Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 28 февраля 2019 г. N 128

План мероприятий
по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в пилотных регионах в 2019 году

Наименование мероприятияИсполнительСрок исполнения
1. Мониторинг реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее соответственно – система долговременного ухода, пилотный проект), осуществляемый пилотными регионами (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Камчатский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Тульская область, г. Москва) (далее – пилотные регионы) в соответствии с утвержденными региональными планами мероприятий по реализации пилотного проекта, включающими следующие мероприятия: а) в части социального обслуживания: совершенствование предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания; развитие и поддержка семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами; подготовка (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительное профессиональное образование работников организаций социального обслуживания; развитие стационарозамещающих технологий; развитие социального сопровождения; развитие мобильных бригад; контроль качества предоставляемых услуг по долговременному уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами; б) в части обеспечения медицинской помощи: совершенствование первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи по профилю “Гериатрия”, паллиативной медицинской помощи, а также медицинской реабилитации в субъекте Российской Федерации; взаимодействие между врачами-специалистами и медицинскими работниками со средним профессиональным образованием при оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи по профилю “Гериатрия”, паллиативной медицинской помощи, а также медицинской реабилитации; разработка (актуализация) и реализация регламента взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания, участвующих в создании системы долговременного ухода; разработка критериев потребности граждан в возрасте 65 лет и старше с ограничениями или отсутствием возможностей к передвижению и/или самообслуживанию в социально-бытовых услугах и обеспечение выявления указанной потребности при оказании медицинской помощи; внедрение и осуществление методического сопровождения реализации комплекса мер по профилактике падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста в медицинских организациях и на дому; внедрение и осуществление методического сопровождения реализации комплекса мер, направленных на профилактику и раннее выявление когнитивных нарушений у лиц пожилого и старческого возраста в медицинских организациях; обучение врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием основам гериатрии, паллиативной медицинской помощи и медицинской реабилитации; определение состава информации для обмена данными между медицинскими организациями и организациями социального обслуживания; разработка предложений по информационно-технологическому взаимодействию при обмене информацией о гражданах пожилого возраста и инвалидов, являющихся пациентами медицинских организаций, между медицинскими организациями и организациями социального обслуживания в системе долговременного уходаДепартамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)I-IV квартал 2019 г.
2. Осуществление реализации пилотного проекта в соответствии со сроками, установленными федеральным проектом “Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения “Старшее поколение”, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту “Демография” от 14 декабря 2018 г. N 10Департамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)I-IV квартал 2019 г.
3. Выполнение условий, предусмотренных приложением N 8(4) к государственной программе Российской Федерации “Социальная поддержка граждан”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296Департамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)I-IV квартал 2019 г.
4. Доведение средств федерального бюджета до пилотных регионов на расходные обязательства по реализации пилотного проектаДепартамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда РоссииII квартал 2019 г.
5. Доведение средств федерального бюджета до Благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость” в целях реализации пилотного проектаДепартамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда РоссииII-IV квартал 2019 г.
6. Отбор и определение субъектов Российской Федерации для реализации пилотного проекта в 2020 годуДепартамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)III квартал 2019 г.
7. Анализ представленных пилотными регионами отчетов об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является иной межбюджетный трансферт, отчетов о достижении значений результата предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету субъекта Российской Федерации, сведений о результатах реализации мероприятий, направленных на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, предусмотренных пунктами 11, 12, 17 приложения N 8(4) к государственной программе Российской Федерации “Социальная поддержка граждан”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296Департамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)II-IV квартал 2019 г.
8. Текущий анализ результатов пилотного проекта в пилотных регионахДепартамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)2 раза в год, начиная с итогов первого полугодия 2019 г.
9. Итоговый анализ результатов пилотного проекта в пилотных регионахДепартамент демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России совместно с Минздравом России, АНО АСИ, Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пилотными регионами)IV квартал 2019 г.

Обзор документа

В России реализуется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

В 2019 г. пилотными регионами являются: Республики Мордовия и Татарстан, Камчатский и Ставропольский края, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Новгородская, Рязанская и Тульская области, а также г. Москва.

7 регионов из указанных из них участвуют в проекте до 2021 г. включительно, а остальные, которые выполняли проект с 2018 г., – до 2020 г. включительно.

Составлен план мероприятий по реализации проекта.

Пособия по-новому: Москва и область вольются в проект «Прямые выплаты»

Столица и Московская область вольются в проект в числе последних – с 1 января 2021 года. В настоящее время проводится масштабная подготовительная работа по переходу к новому механизму выплат.

Напомним: ранее в нашей стране действовала «зачётная система» начисления пособий. При ней эти деньги адресатам выплачивал сам работодатель, а ФСС через какое-то время возвращал ему средства по взаимозачёту.

Вовсе не секрет, что этот процесс нередко имел затяжной характер, некоторым компаниям и предприятиям приходилось для этого изымать средства из оборота или выплачивать пособия с задержками.

Пилотный проект Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты», который стартовал в 2011 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294, как и следует из его названия, направлен на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда в жёстко установленные законодательством сроки.

То есть люди должны получать выплаты напрямую, без посредников и без задержек.

Читайте также:  Снятие ареста с имущества

Цель пилотного проекта очевидна: улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования.

Преимущества проекта «Прямые выплаты»

* Повышение социальной защищённости граждан (своевременное и полное обеспечение граждан страховыми выплатами);

* Снижение издержек страхователей на обработку и расчёт пособий;

* Автоматизация функций, связанных с начислением и выплатой застрахованным гражданам страхового обеспечения;

* Исключение нарушений при назначении пособий (размер пособия всегда будет соответствовать законодательству РФ, а выплаты не будут задерживаться (из-за недостатка финансовых средств у работодателя)).

В настоящее время в пилотном проекте «Прямые выплаты» принимают участие 69 субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2020 года в 10 новых регионах (Республики Коми, Саха (Якутия), Удмуртская, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская, Иркутская и Тверская области; Ямало-Ненецкий автономный округ) пособия работникам платит непосредственно ФСС.

А с 1 июля 2020 года в пилотном проекте будет участвовать ещё 8 субъектов РФ: Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области.

Предполагается, что на новый, прямой механизм выплат перейдёт вся страна, и произойдёт это с 1 января 2021 года.

Последними, как раз 1 января 2021 года, в проект «Прямые выплаты» вольются Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский и Пермский край, Свердловская и Челябинская области, а также Ханты-Мансийский АО – Югра.

Сейчас эти региональные отделения ФСС проводят подготовительную работу в рамках грядущего переходу к новому формату выплат.

В этот переходный период отделения Фонда будут проводить обучающие семинары для страхователей региона, включая учреждения образования, здравоохранения и органы соцзащиты.

План проведения информационно-разъяснительных мероприятий можно узнать на официальном сайте регионального отделения ФСС РФ: https://r50.fss.ru/.

Как же работает проект «Прямые выплаты? Происходит это так. Работник предоставляет работодателю свои документы, которые подтверждают право на получение пособия (больничный лист или номер электронного больничного, свидетельство о рождении ребёнка и т.д.); пишет заявление, где указывает наиболее удобный способ получения пособия (на банковский счет или почтовым переводом) и свои реквизиты.

В срок не позднее 5 календарных дней работодатель передаёт в территориальный орган ФСС РФ сведения о работнике в электронном виде или же документы, необходимые для начисления пособия. А далее Фонд в течение 10 дней после получения документов перечисляет пособие работнику способом, который тот выбрал

Отметим: согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2019 № 419 выплата пособий осуществляется на карту национальной платёжной системы «МИР» (либо, как было сказано выше, почтовым переводом).

Однако за гражданами, не оформившими карты «Мир», остаётся право получить своё пособие на банковский счёт, к которому не привязана ни одна из карт.

И всё же эксперты настоятельно рекомендуют не игнорировать оформление национальных карт «Мир», поскольку для получения пособий они имеют ряд серьёзных преимуществ.

Важно помнить о том, что полную информацию о выплатах и расчёте пособий всегда можно найти в «Личном кабинете получателей услуг фонда».

Удобно, что для входа в кабинет используются те же логин и пароль, что и для портала Госуслуг.

Для работодателей-страхователей тоже создан «Личный кабинет страхователя», где указана вся информация о взаимодействии с ФСС.

Льготы впишут в адресную книгу

Глава правительства посетил подмосковную Дубну, где открыл новый Федеральный центр обработки данных Федеральной налоговой службы. В 2015 году, возглавляя это ведомство, Мишустин запускал в эксплуатацию первую очередь центра. В этом году завершилось строительство второй. “Запуск нового Центра обработки данных – значимое событие для всей системы налоговых органов. Подарок к 30-летнему юбилею налоговой службы”, – заявил председатель правительства.

Цифровые технологии позволяют налоговой службе действовать более активно, вовремя принимать необходимые решения. “Такая ситуация была весной, когда во время распространения коронавируса работа была оперативно перестроена под новые задачи, – напомнил Михаил Мишустин. – В результате граждане, малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели и самозанятые вовремя получили необходимую помощь”.

Для решения стоящих сейчас перед ФНС новых задач важно, подчеркнул премьер, продолжать развитие дата-центров. Это необходимо не только для целей налогового администрирования, но и для реализации других значимых проектов, связанных в том числе с обеспечением работы Единого реестра ЗАГС или мониторинга реализации национальных проектов.

Цифровые решения приобретают важное значение для выполнения социальных задач государства по поддержке льготами и пособиями российских семей. “Необходимо сделать так, чтобы их получали те, кто действительно в этом нуждается, – заявил Мишустин. – То есть перейти к по-настоящему адресной системе социальной поддержки, развивая механизмы “социального казначейства”. Цифровая платформа в социальной сфере позволит выявлять тех, кто нуждается в поддержке, и предоставлять ее в проактивном режиме, без лишних документов и справок. “Зачастую человек даже не знает, что ему полагается какая-то льгота, и в этом смысле необходимо помочь ему, чтобы он понимал, имеет ли право обратиться за пособием или помощью”, – поставил премьер задачу.

Правительство уже подготовило соответствующий пилотный проект и планирует его начать до конца года. Он позволит определять нуждающиеся семьи на основе данных государственных информационных систем и оказывать им адресную поддержку. Идея пройдет проверку в Татарстане и Нижегородской области. Ответственными назначены минтруда, Федеральная налоговая служба, министерство экономического развития, минфин, Росстат, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Михаил Мишустин рассчитывает на их слаженную работу, чтобы в кратчайшее время можно было оценить результаты “пилота” и распространить его на другие регионы. “В этом смысле у налоговой службы есть хорошая база, в первую очередь – возможность на этой базе создавать реестр населения со всеми соответствующими информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, задействованных в решении этой задачи”, – полагает премьер-министр.

Председатель правительства считает возможным уложиться с пилотным проектом менее чем в четыре месяца. Проходить он будет в три этапа. “Первый этап – полтора месяца: мы наполним реестр нужной информацией, – рассказал премьер. – Далее мы еще по одному месяцу заложим на два других этапа. Это время на то, чтобы в системе появились данные о предоставляемых льготах и пособиях”.

В Дубне Михаил Мишустин дал старт еще одному проекту. В Объединенном институте ядерных исследований запустили первый каскад комплекса NICA – сверхпроводящего ускорителя (бустера). Проект класса “мегасайнс” NICA имеет огромное значение. Когда комплекс будет полностью запущен, ученые смогут воссоздать в лабораторных условиях особое состояние вещества, в котором пребывала Вселенная первые мгновения после Большого взрыва.

В беседе с представителями градообразующих предприятий Дубны речь зашла о будущем науки и образования. “Недавно мы очень подробно обсуждали эту тему, что мы не будем заменять “цифрой”, цифровыми платформами базовое фундаментальное образование с контактом с профессором, с учителем”, – заявил глава кабмина. Текущая ситуация, когда многие школьники и студенты переведены на дистанционное обучение, вызвана исключительно пандемией коронавируса и необходимостью ограничить молодежь от контактов с заболевшими. Руководители регионов идут на эту меру вынужденно, подчеркнул премьер. “Без сомнения, никто не заменит никогда цифровой платформой контакт с профессором, учителем, наставником”, – уверен Мишустин.

Премьер-министр Михаил Мишустин разрешил въезд в Россию членам семей иностранных спортсменов, тренеров, судей и других спортивных специалистов. Еще в августе правительство открыло границу для иностранных тренеров и спортсменов, но их семьи приехать в страну не могли. Теперь такая возможность им дана при наличии визы и документа, удостоверяющего личность.

Что стало с пилотным проектом ФСС “Прямые выплаты” в 2021 году: регионы

Как выплачивали пособия вне проекта ФСС

Напомним, что выплату пособий по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ) в РФ регламентируют следующие нормативные документы:

Согласно этим документам, большинство стандартных пособий оплачивал работодатель. Затем, рассчитывая сумму страховых взносов, подлежащих уплате, работодатель уменьшал ее на суммы выплаченных пособий (делал зачет).

Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 был запущен пилотный проект ФСС «Прямые выплаты» для некоторых регионов России. Давайте рассмотрим, что было сделано в связи с принятием этого документа.

Постановление № 294 от 21.04.2011

До конца 2020 года территориальные отделения ФСС осуществляли выплату пособий только в тех регионах, которые были «пилотами». Денежные средства перечисляют на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений. Допустима также оплата через Почту России денежным переводом.

Сюда же относятся:

Далее рассмотрим, какие изменения принёс 2021 год в отношении пилотного проекта ФСС.

Новый статус проекта ФСС с 2021 года

«Пилотным» проект ФСС “Прямые выплаты” назывался потому, что изначально (с 2012 года) его опробовали только на нескольких регионах России. Однако новация себя оправдала. Поэтому с каждым годом все больше регионов переводили на прямые выплаты от Фонда соцстраха. И вот с 2021 года пилотный проект ФСС перестал быть пилотным: на него переведены все субъекты РФ.

Изменения с 2021 года

Сначала Минтруд разработал поправки в Федеральные законы № 125-ФЗ и № 255-ФЗ, согласно которым прямые выплаты из ФСС стали обязательными для всех субъектов РФ. Это новшество предстоит освоить с 1 января 2021 года.

Все работодатели теперь обязаны направлять в ФСС информацию, предусмотренную обновленным законодательством. Она будет основанием для выплаты пособий.

Если же ФСС обнаружит ошибки – например, в больничном листке – то работнику или работодателю направят специальное уведомление о том, что необходимо внести исправления в документы.

Также с 2021 года у всех работодателей появилась обязанность направлять в Фонд соцстраха уведомления о прекращении выплаты какого-либо пособия. Например – ежемесячного пособия по уходу за ребенком, если сотрудница вышла из декрета или решила уволиться.

Читайте также:  Виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов

Возможно, для этих целей крупные компании наберут в свой штат методологов, которые будут готовить памятки для сотрудников по жизненным ситуациям. А мелкие компании во избежание увеличения расходов на оплату труда, скорее всего, поручат консультирование все-таки бухгалтеру.

Какие пособия полностью перешли к ФСС

В ведение Фонда с 2021 года перешли почти все пособия и социальные выплаты. А именно:

Всё это ФСС теперь напрямую платит тем, кому выплата положена.

При этом работодатели перечисляют страховые взносы в полном объеме, без проведения зачетов.

Что осталось по-прежнему

По старой схеме за работодателем оставили выплату пособия на погребение умершего сотрудника. Конечно, эти расходы можно потом вернуть, обратившись в ФСС с заявлением и предоставив туда необходимый комплект документов, включая заявление и справку о смерти.

Знайте, что как только ФСС получит полный пакет документов, у него есть 10 рабочих дней, чтобы всё проверить и вынести решение о выплате пособия. Далее в течение 2-х рабочих дней Фонд должен перечислить деньги на расчетный счет работодателя.

Кроме того, пособие за первые 3 дня болезни (подтвержденные больничным листом), как и раньше, оплачивает работодатель из собственных средств, без возмещения от ФСС.

Что делать работнику и нанимателю при обращении за пособием с 2021 года

Сотрудник, претендующий на получение пособия от ФСС, несет необходимые документы (к примеру, больничный листок) в 2021 году по-прежнему своему работодателю. Ему же передаёт и заявление на выплату, если оно нужно.

В обязанности работодателя входит своевременно передать в ФСС по месту своей регистрации документы, полученные от сотрудника. По общему правилу, документы (реестр) нужно направить не позднее 5 календарных дней с даты их получения.

Направить их нужно заказным письмом с описью вложения или по ТКС. Однако если у работодателя среднесписочная численность сотрудников за год, предшествующий году обращения работника за пособием, превышает 25 человек, он должен подать в Фонд реестр сведений в форме электронного документа. Для работодателей, у которых численность сотрудников составляет 25 человек или менее, посылать в ФСС документы электронно – право, а не обязанность.

Пилотные регионы с 2012 по 2021 годы

Для тех, кто по каким-то причинам не совсем в теме (например, только приступил к бухгалтерской работе), рассмотрим, какие регионы и с какой даты были включены в пилотный проект ФСС “Прямые выплаты”.

Введение пилотного проекта ФСС в Москве

Старший экономист-консультант «Что делать Консалт»

В 2021 году новый механизм назначения и выплаты пособий коснётся Москвы и Московской области. В статье Оксаны Смолановой читайте об основных изменениях, предусмотренных новым порядком выплаты пособий ФСС.

25 ноября 2020 года Правительство РФ внесло в Госдуму РФ проект[1] поправок к некоторым законам по обязательному социальному страхованию. Поправки о прямых выплатах начнут действовать с 2022 года (ч. 2 ст. 6[2] проекта). Но уже с 1 января 2021 года действующие нормы о назначении и выплате пособий по зачётному принципу применяться не будут (ч. 4 ст. 6[3] проекта).

Основные изменения, предусмотренные проектом:

В настоящее время в ряде субъектов РФ уже реализуется пилотный проект «Прямые выплаты», предусматривающий уплату работодателями страховых взносов в ФСС РФ в полном объёме, а также назначение и выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, в том числе пособий по больничным листкам, территориальными органами ФСС РФ. С 1 января 2021 года к пилотному проекту ФСС «Прямые выплаты» присоединятся в том числе Москва и Московская область.

Расскажем об основных изменениях, предусмотренных новым порядком, выплаты пособий ФСС.

Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования

Положения законопроекта расширяют полномочия ФСС. В частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 3[4] проекта страховщик имеет право:

– запрашивать у страхователей сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения, документы, подтверждающие сведения, представленные страхователем для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, а также сведения и документы, связанные с расходами на выплату социального пособия на погребение;

– проводить проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, а также сведений и документов, необходимых для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, требовать и получать от страхователя документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

– проводить проверки полноты и достоверности представляемых застрахованным лицом сведений и документов;

– запрашивать и получать в медицинских организациях, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы временной нетрудоспособности, сведения и документы, необходимые для проверки наступления страхового случая, а также для проверки соблюдения условий и порядка формирования листков нетрудоспособности;

– запрашивать и получать в налоговых органах сведения о начисленных и уплаченных страхователями страховых взносах;

– осуществлять проверку соблюдения условий и порядка формирования листков нетрудоспособности;

– предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении расходов на страховое обеспечение по необоснованно сформированным с нарушением установленных условий и порядка листкам нетрудоспособности;

– представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

– принимать по результатам проведённых контрольных мероприятий решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя) или об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения в случаях выявления фактов недостоверности или сокрытия сведений;

Новые обязанности работодателей, в частности, следующие (п. 2 ст. 2[5], п. 2 ст. 3[6] проекта):

– своевременно представлять в установленном порядке в территориальный орган ФСС сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты застрахованному обеспечения по страхованию, а также заявление и документы для принятия решения о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (п. 4 ст. 1[7] проекта);

– возмещать страховщику суммы излишне понесённых им расходов на выплаты страхового обеспечения, если эта переплата произошла из-за того, что работодатель подал недостоверные или неполные сведения (п. 2 ст. 3[8] проекта).

В соответствии с пунктом 14 статьи 3[9] проекта застрахованное лицо должно представлять работодателю сведения, в том числе при трудоустройстве, которые необходимы для выплаты страхового обеспечения. Кроме того, надо своевременно сообщать, если сведения изменятся. Направлять информацию можно будет как на бумаге, так и электронно по форме, утверждённой ФСС РФ.

Порядок назначения и выплаты пособий

Главной особенностью новой системы выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является то, что ФСС назначает и выплачивает застрахованному лицу пособия напрямую, минуя работодателя. За работодателем останется только функция сбора и предоставления в фонд необходимых документов для выплаты пособия работнику. Конкретный их перечень и порядок их получения страховщиком установит правительство.

Сведения о застрахованном лице, полученные страхователем, передаются им в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее трёх рабочих дней со дня их получения (пп. 15 п. 14 ст. 3[10] проекта). При этом работодатель по-прежнему должен будет оплачивать работнику первые три дня в случае заболевания.

Правила назначения, расчёта и выплаты пособия страховщиком будут установлены в отдельной статье (пп. 16 п. 14 ст. 3[11] проекта).

Проектом предполагается, что преимущественно будут оформляться только электронные листки нетрудоспособности (ст. 5[12] проекта). Бумажные бланки больничных листов будут выдаваться только в определённых случаях.

Поэтому для работодателей, которые ещё не перешли на электронные больничные листы, рекомендуется сделать это заранее. Переход на электронные больничные позволит сократить время работников медицинских учреждений и страхователей на оформление больничных листов, поможет избежать ошибок в оформлении бланков и значительно уменьшит случаи страхового мошенничества.

Выплата пособий будет осуществляться ФСС через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию, указанную в сведениях о застрахованном лице (п. 14 ст. 3[13] проекта).

Информацию о назначении и выплате пособий ФСС РФ должен будет размещать в Единой государственной информационной системе социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом[14] от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Проектом предусмотрена ответственность за совершение нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Например, при отказе представить документы страхователю грозит штраф в размере 200 рублей за каждый документ (п. 18 ст. 3[15] проекта). В случае подачи неполных или искажённых сведений либо документов, то штраф составит 20 % от суммы излишне понесённых расходов на выплату страхового обеспечения, но не более 5 000 рублей и не менее 1 000 рублей (п. 14 ст. 1[16], п. 18 ст. 3[17] проекта). В случае нарушения страхователем срока представления сведений — 5 000 рублей.

Помимо этого, излишне понесённые расходы ФСС взыщет со страхователя или застрахованного лица. Для этого предусмотрят порядок выставления требования и взыскания.

Читайте также:  Как Поделить Детей При Разводе

Подводя итоги, отметим, что новый механизм назначения и выплаты пособий обладает, безусловно, рядом преимуществ, а именно:

Экономические субъекты, которые одними из первых приняли участие в пилотном проекте «Прямые выплаты», уже оценили преимущества нового порядка и получили в целом положительный результат от внедрения нового механизма выплат.

В социальных учреждениях города стартовал пилотный проект «Освой гаджет»

Москвичам в возрасте 55+ помогут разобраться в работе смартфонов и других цифровых устройств и научат пользоваться их основными функциями.

Для того чтобы москвичи серебряного возраста могли с помощью гаджетов общаться с родными, которые живут в других городах и странах, заводить новых друзей, учиться иностранным языкам, посещать виртуальные экскурсии, мастер-классы и пользоваться электронными услугами различных учреждений, был разработан проект «Освой гаджет». Ранее такое направление занятий уже существовало в социальных центрах и было особенно востребованным во время введения режима самоизоляции. Однако новый проект поможет еще большему количеству людей идти в ногу со временем.

«Пандемия показала, насколько важно уметь пользоваться современными технологиями. Для тех представителей старшего поколения, которые владеют этим навыком, режим самоизоляции прошел проще и интереснее. Они могли регулярно созваниваться с родными по видеосвязи, общаться с друзьями и учиться чему-то новому. Именно поэтому Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы инициировал запуск проекта „Освой гаджет“ для всех желающих горожан серебряного возраста. Надеемся, что к сотрудникам социальных центров, включившимся в проект в свободное от работы время, подключатся и волонтеры, которые возьмут индивидуальное „цифровое“ кураторство над пожилыми москвичами», — рассказал руководитель оперативного штаба сети социальных центров города Москвы Артем Алексеев.

В рамках проекта «Освой гаджет» сотрудники центров социального обслуживания и «Моего социального центра» помогут москвичам в возрасте 55+ лучше освоить телефоны, планшеты, ноутбуки и научиться пользоваться всеми необходимыми функциями. Так, во время занятий участники с помощью кураторов добавляют новые контакты, подключаются к интернету, изучают популярные мессенджеры, делают селфи, организовывают онлайн-конференции и ищут информацию в интернете. Важным направлением проекта стала работа с такими приложениями, как Госуслуги, mos.ru и мобильный банк.

В клубных пространствах «Мой социальный центр» в районах Преображенский и Сокольники 2 сентября уже состоялись тестовые занятия проекта. Мастер-классы прошли в мини-группах (до пяти человек) в формате ознакомительной лекции, которая завершилась небольшим интерактивом.

Во время теоретической части участникам рассказали про основные функции мобильного телефона: технические характеристики, работу с операторами сотовой связи, добавление контактов в черный список, очистку памяти и другие базовые возможности. Чтобы закрепить полученные знания на практике, «ученики» самостоятельно сменили обои на главном экране, установили пароль для входа в устройство и перенести нежелательный контакт в черный список.

Представителям старшего поколения понравился такой формат работы: «Не думала, что предмет, который вначале кажется сложным, может быть настолько понятным и доступным при первом же занятии! И, как всегда, в МСЦ — очень внимательный и индивидуальный подход к каждому посетителю! Сегодня я уже самостоятельно записалась к врачу через мобильное приложение. Занятия очень полезные, буду обязательно их посещать!» — поделилась Нина Краснова, участница проекта «Освой гаджет» в МСЦ Преображенское. А после занятия всем раздали памятки, в которых просто и доступно изложена вся информация с мастер-класса.

В Территориальном центре социального обслуживания «Тушино» также состоялся первый урок «Освой гаджет». Во время занятия «цифровые кураторы» и участники мини-группы познакомились, создали чат «Первопроходцы» в WhatsApp, обговорили общие правила группы и обсудили дальнейший план занятий. Каждый из участников высказал свои пожелания: о чем интересно будет узнать, какие приложения лучше освоить в первую очередь и какие функции необходимо изучить. «Очень много познавательного и интересного мы узнали на сегодняшнем уроке», — поделилась впечатлением участница Татьяна Попкова.

В дальнейшем программа проекта «Освой гаджет» будет только расширяться. Ведь у каждого москвича серебряного возраста должна быть возможность открыть дверь в мир цифровых технологий, чтобы узнать что-то новое, полезное и интересное.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Москва и Подмосковье переходят на «Прямые выплаты»

Новый механизм заработает с 1 января 2021 года

С 1 января 2021 года в рамках механизма «Прямые выплаты» все официально трудоустроенные граждане Московского региона, застрахованные в системе социального страхования, будут получать положенные пособия и выплаты напрямую из Фонда социального страхования. Проект Фонда социального страхования пришел на смену действующей ранее «зачетной системе», когда положенные пособия и выплаты нужно было получать через работодателя. Благодаря механизму прямых выплат срок поступления средств на счет работника существенно сократится. Задержки исключены даже в случае финансовых проблем у работодателя, что особенно актуально в период пандемии.

В соответствии со статьей 431 части 2 Налогового кодекса РФ с 1 января 2021 года назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам Москвы и Московской области будут осуществляться непосредственно территориальным органом Фонда социального страхования.

До 2011 года пособия из ФСС выплачивались в рамках так называемой зачетной системы. Работодатель перечислял работнику деньги из собственных средств, а затем уменьшал сумму налоговых отчислений в ФСС на размер выплаченных пособий. Периодически данная схема выплаты пособий приводила к задержке выплат из-за финансовых сложностей работодателей. 9 лет назад Фонд социального страхования запустил пилотный проект «Прямые выплаты», который позволил окончательно решить эту проблему. С 1 июля 2020 года система полноценно заработала в 77 регионах страны.

С 1 января 2021 года на механизм прямых выплат должна перейти уже вся страна, в том числе Москва и Подмосковье. Многие работодатели Московского региона успели оценить преимущества новой схемы страховых выплат еще до официального старта проекта. Компании использовали механизм прямых выплат для выплаты пособий по листкам нетрудоспособности работникам 65+ во время самоизоляции в связи с пандемией.

На сегодняшний день в Московском отделении Фонда социального страхования РФ зарегистрировано свыше 700 тыс. страхователей-работодателей, у которых трудится более 7,3 млн застрахованных граждан. Более 13 тысяч предприятий уже воспользовались механизмом прямых выплат. На территории Московской области зарегистрировано более 240 тысяч страхователей-работодателей и свыше 2,6 млн застрахованных работников. Выплату пособий, используя механизм прямых выплат, осуществили уже более 8,5 тысяч компаний.

Для работодателей из Московского региона, которые только готовятся к переходу на механизм прямых выплат, в отделениях Фонда и его филиалах сейчас проводится онлайн-обучение по работе с сервисом, сопровождающим данный механизм. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией коронавируса, в текущем году отделения и филиалы ФСС провели уже более 400 вебинаров, в которых приняли участие более 15 тыс. работодателей столицы, около 10 тыс. компаний воспользовались обучающими видеороликами и презентациями, размещенными на сайте отделений Фонда и на страницах в социальных сетях.

В Подмосковье обучающие вебинары ФСС проходят на платформе СБИС, Контур. Кроме того, представители отделений Фонда и директора филиалов организуют очные встречи с руководящим составом администраций городских округов, филиалы отделений Фонда регулярно проводят обучающие семинары с участием представителей крупных предпринимателей.

Узнать о графике проведения вебинаров и записаться на обучение можно на официальном сайте отделения Фонда www.r77.fss.ru для Москвы или www.r50.fss.ru для Подмосковья в разделе «Прямые выплаты», «Вебинары».

Все трудоустроенные граждане нашей страны имеют право на получение пособий из ФСС. Это и пособие при временной нетрудоспособности, в том числе в связи с профессиональным заболеванием или травмой на производстве, и декретные выплаты, и пособие по уходу за ребенком до 1,5 года.

С помощью механизма прямых выплат денежные средства дойдут до работника намного быстрее. Преимущество нового механизма в очередной раз подтвердила ситуация с закрытием компаний в связи с самоизоляцией из-за пандемии. Многие работодатели столкнулись с нехваткой свободных денежных средств. При зачетной системе работникам необходимо было бы ждать, пока в компании появятся деньги на выплаты. С новой системой такой необходимости больше не существует. По закону на прямые выплаты социальных пособий из Фонда социального страхования отводится не более 10 календарных дней. Теперь гражданам не придется волноваться, что поступление средств на лечение или отпуск по уходу за малышом задержится.

При этом самому работнику не нужно совершать никаких дополнительных действий для получения пособий в связи с реализацией механизма прямых выплат. Традиционно требуется просто предоставить в свой отдел кадров документы, подтверждающие право на получение выплат, а также заполнить специальное заявление, указав реквизиты, по которым вы хотите получить деньги (карта «Мир», счет в банке или почтовый перевод). В течение 5 календарных дней работодатель передаст сведения о работнике в территориальное отделение ФСС, в положенный срок оттуда напрямую и поступят денежные средства.

Механизм прямых выплат очень удобен не только для работника, но и для работодателя. Новый подход к выплате пособий повышает финансовую устойчивость компаний, им больше не нужно вынимать средства из оборота. К тому же бухгалтерии теперь не придется тратить время на обработку и расчет пособий, положенных работникам. При этом новый механизм обеспечивает полную прозрачность выплат и правильность их начисления, так как контролируется строго в соответствии с законом, что позволяет избежать нарушений и ошибок, которые возникали ранее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *